Воображариум Владислава Коваля

Jun 11, 2016 13:04



Художник Владислав Коваль

Вам известно, кто такой Владислав Коваль? Во-первых, это талантливый волгоградский художник. Посмотрите его сайт. Я не специалист по живописи, но меня впечатлило. Больше даже кропотливость труда, чем содержание. Это нужно уважать. Но, есть одно «НО».
Во-вторых, это довольно странный человек. Мягко говоря. Легенды о нем я слышу очень давно. Но вот столкнуться лицом к лицу пришлось впервые.
Впрочем, обо всем по порядку.

На днях я поучаствовал в одном общественном заседании. Оно не имело никакого особого веса, и проводилось в связи с праздником - «Днем России», 12 июня. Объявленная тема его была такова - «Символы России». Если конкретней, речь шла о государственной символике: флаге, гербе, гимне, - увеличении их узнаваемости и охране от небрежного отношения. Тема, как тема. Все могло бы быть и скучновато, если бы не главный герой сего действа. На заседание был приглашен волгоградский художник и геральдист, знаток дореволюционной символики, Владислав Коваль. Человек - феномен.

Заседание открыли, заявив тему и цель собрания. Председатель предложила кому-нибудь выступить. Присутствующие переглянулись. А потом слово взял Коваль. И началось.

Говорил он практически без перерывов более получаса. Даже не знаю как это описать… В его речи сплелось все: геральдика, история (в версии Коваля), символизм-мистицизм, причудливые лингвистические теории, грандиозные «прожекты». Я сидел и у меня просто уши вяли. Попробую пересказать некоторое.

По лингвистическим теориям. Вы знаете, что такое «град»? В этимологической версии Коваля, мудрые русские крестьяне, урожай которых погибал под "ледяной бомбежкой", зашифровали в этом слове «грядущий ад». А в слове «дождь» - «дожить».
Именно поэтому, как только в имени столицы Российской империи, Петрограде, стал фигурировать злополучный «град» - «грядущий ад», так все и рухнуло. Первая Мировая, Революция, Гражданка, одним словом, ад нагрянул. Как лодку назовешь, так она и поплывет.
Та же история с нашим городом. Назвали Сталинград? Получайте - сталь, грозящая адом. Война, танки, самолеты, пушки. Назвали Волгоград? Волга, грозящая адом. Ждите: построили ГЭС, будут проблемы с экологией, затопления и т.д. А потому из названия города нужно срочно убрать «град», чтобы чего не вышло. Замечательное предложение по переименованию города: «Город-герой Царицын на Волге». Овации. Зал встает. А главное, всем угодил. И сталинградцам («город-герой» же!), и волгоградцам (ну так «на Волге»!), и любителям старины («Царицын»!). Думаете шутка? Ничуть. Абсолютно серьезное предложение и искренняя вера в свою правду, для всех необходимую и спасительную, как божий свет.

По поводу грандиозных «прожектов». Владислав Коваль очень любит и почитает монумент «Родина - мать зовет!». Настолько, что постоянно думает о том, как бы его «улучшить». И придумал, два предложения.


Здесь что-то очевидным образом не так...

Первое. Кого зовет «Родина - мать»? Ясно, свой народ на битву с врагом. Ну, так нужно, чтобы, когда ты поднимался по ступеням Мамаева кургана, она звала именно тебя, буквально. Вучетич тут чего-то недоглядел. И нужно исправит досадную оплошность. Предложение состоит в том, чтобы развернуть статую градусов на 45 вокруг своей оси, для того чтобы зовущая рука была направлена непосредственно на человека, идущего ей навстречу по ступеням монумента. Да, просто взять и развернуть. Ни больше, ни меньше.
Второе. Знаете, вообще-то, монумент «Родина - мать зовет!» лучше бы смотрелся в степи! Не городской это объект. Тут его величественность загораживают всякие домишки. А там, представьте… Ровная степь… И посреди степи - огромная статуя. Как? В дополнение ее необходимо покрыть зеркально отполированным металлом, дабы она отражала солнце и небо. Все для «матери»! Думаете это шутки? Как бы не так, все на полном серьезе.

Символы для людей? Нет, люди для символов!
Затем Владислав Эдуардович очень долго и путано объяснял какие-то нюансы геральдики, по которым нельзя то и это, а полагается делать только вот так. И люди-варвары ничего не понимают, и вокруг клубится просто геральдическая дикость. И в «совдепии» (так Коваль непрестанно называл СССР) вообще не отменили законом ни один имперский герб, а потому они до сих пор легитимны. В целом, пафос его речей на эту тему заключался в следующем. Нужно привести все символы в порядок, соблюсти все геральдические законы и каноны, упорядочить названия (ну каким абсурдом, к примеру, является «губернатор области», ведь ясно же, что необходимы «губернии»!). Только тогда возможна нормальная жизнь. А до того - никак. Коваль спокойно доказывает свое утверждение. Вот была «совдепия» - полное варварство в геральдике. Наворотили, черт знает что. И получили страну-недоразумение. Россия, конечно, в геральдическом плане сильно продвинулась, хоть проблемы есть и в ней. Но, в сравнении с тем ужасом - просто небо и земля. И, о чудо! Сегодняшняя Россия - это самый благоприятный  период в истории страны. Дословная цитата: «Лучше чем сейчас, мы не жили никогда в истории» (с) Коваль.
Символы работают, однако! Работают ли мозги, вот вопрос.

Я сидел и не очень понимал, что происходит. Серьезное заседание, взрослые, статусные дяди и тети. И тут такое. Вся эта чушь. Художник, находящийся слегка (или сильно) не в себе, без конца говорит. С детской наивностью, с искренним светом надежды в глазах, что его слушают и слышат, понимают. А те, и правда, молчат и внимают. И даже подначивают: «Продолжайте, продолжайте». И тут я начал понимать. По снисходительным взглядам, по ухмылкам и ужимкам. Художника тут просто держат за шута. Это все такая комедия. А тот, бедный, даже не «сечет».
Когда Коваль, наконец, закончил, возникла пауза. Председатель, не сдержавшись, поперхнулась, засмеялась, и попросила высказаться следующего.

Но об этом в другой раз.

Волгоград, О себе

Previous post Next post
Up