Заметки по прочитанному. Виктор Франкл «Человек в поисках смысла жизни». Продолжение

May 16, 2016 22:24




Концлагерь "Аушвиц"

В прошлой части я, опираясь на текст книги В.Франкла «Человек в поисках смысла жизни», выделил то, что помогало человеку сохранить себя в концлагере. В этой части я начну с обратного. Что приводило к слому.

1. Отказ от борьбы.
«Если человек в концлагере из последних сил не боролся за то, чтоб сохранить свое самоуважение, он терял чувство себя как индивида, разумного существа, обладающего внутренней свободой и личной ценностью. Он думал о себе только как о частичке огромной массы; его существование опускалось до уровня животной жизни».

2. Отказ от выбора.
«Обитатели лагеря боялись принимать решения или проявлять любую инициативу. Это было следствием убеждения, что человеком распоряжается судьба, и что не следует никак на нее влиять, а надо предаваться в ее руки. К тому же чувствами заключенного владела сильная апатия. Иногда следовало принимать мгновенное решение, от которых могла зависеть жизнь или смерть. Заключенный предпочитал, чтобы выбор за него сделала судьба».

Выше названное по сути означает лишение смысла, потому как без него невозможна никакая борьба. И свободы, лежащей в основе выбора. Вообще, поразительно много пишет Франкл о свободе человека. Даже в условиях крайнего, предельного порабощения, физического и морального его подавления, когда, казалось бы, он полностью подчинен ужасному року, человек способен сохранить в своей душе свободу выбора. Выстоять или сдаться. Превратиться в загнанного зверя, или сохранить человеческое. Это, кстати, урок нашему обществу, «порабощенному» всего лишь телевизорами и диванами. И пусть пример духовной борьбы полуживых, истерзанных, живущих в постоянном ожидании смерти людей, будет нам немым укором.
«Опыт лагерной жизни показывает, что у человека есть свобода выбора. Было достаточно примеров, часто героических, которые доказали, что можно преодолеть апатию, подавить раздражительность. Человек может сохранить остатки духовной свободы и независимости мышления даже в условиях крайнего психического и физического напряжения».

Но в чем смысл страданий? Он не в самом страдании, как таковом, а в преодолении его. Во внутреннем преобразования себя из жертвы в борца.
«Если в жизни вообще есть смысл, то должен быть смысл и в страдании. Страдание - неотделимая часть жизни, как судьба и смерть. Без страдания и смерти человеческая жизнь не может быть полной.

То, как человек принимает свою судьбу и доставленные ею страдания, то, как он несет свой крест, дает ему полную возможность - даже в самых тяжелых обстоятельствах - придать более глубокий смысл своей жизни. Он может остаться мужественным, полным достоинства и бескорыстным. Или в жесточайшей битве за самосохранение он может забыть свое человеческое достоинство и стать не более чем животным. Здесь у человека есть шанс либо воспользоваться этой возможностью, либо забыть о ней. И это решает, будет ли он достоин своих страданий или нет».

Франкл указывает еще один важнейший фактор, позволяющий сохранить духовную твердость - веру в будущее.
«Заключенный, который потерял веру в будущее - свое будущее - обречен. С потерей веры он теряет также и духовную стойкость; он позволяет себе опуститься и стать объектом душевного и физического разложения».

Теперь о главном. О смысле жизни и его значении для человека. Смысл жизни для Франкла - не абстрактное понятие, оторванное от конкретики. Он в жизнь очень тесно вплетен. Это не рассуждения в «башне из слоновой кости». Это спасение того, что ты любишь. Соединение с тем, без чего чувствуешь себя жалким обрубком.
«На вопросы о смысле жизни никогда нельзя отвечать огульными утвержениями. «Жизнь» не является чем-то абстрактным и неопределенным, это нечто очень реальное и конкретное, и, точно так же, ее задачи реальны и конкретны. Они составляют судьбу человека, которая различна и уникальна у каждого. Ни человека, ни его судьбу нельзя сравнивать с любым другим человеком и любой другой судьбой. Ни одна ситуация не повторяется, и каждая ситуация требует своего ответа. Иногда ситуация, в которой оказывается человек, требует от него изменить свою судьбу действием, поступком. В других случаях для него более благоприятно воспользоваться возможностью выждать - и это может быть лучшей реакцией. Иногда требуется просто принять судьбу как она есть и нести свой крест. Каждая ситуация уникальна, и всегда есть только один верный ответ на нее».

Но если ушла последняя надежда? Если ничего уже не изменить, и тебя, конкретно тебя уже не спасти, и ты, даже своей смертью, ни на что уже не повлияешь? Зачем корчить из себя героя? Франкл дает свой ответ на этот вопрос.
«Нельзя терять надежду; необходимо сохранять мужество и верить, что безнадежность нашей борьбы не умаляет ее достоинства и смысла».

В чем смысл безнадежной борьбы? Просто в том, чтобы не сломаться, сохранить себя. В концлагере, чтобы остаться человеком до последнего вздоха, до последнего же вздоха нужно было бороться.

Этот отрывок я никак не буду комментировать. Просто дам ему название:

Воскресение.
«Однажды, через несколько дней после освобождения, я долго шел по полям, мимо цветущих лугов, в торговый городок недалеко от лагеря. Жаворонки поднимались в небо, и я слышал их радостное пение. На километры вокруг никого не было видно, не было ничего, кроме простора земли и неба и ликования жаворонков. Я остановился, взглянул вокруг и вверх в небо - и опустился на колени. В этот момент я плохо сознавал, что со мной; в голове звучала и повторялась только одна фраза, все время одна и та же: «Я взывал к Богу из моей тесной тюрьмы - и Он подарил мне свободу этого пространства!»
Как долго я стоял там на коленях и повторял эту фразу - уже не помню. Но я знаю, что в этот день, в этот час началась моя новая жизнь. Шаг за шагом я опять становился человеческим существом».

Франкл пишет также о состоянии людей после освобождения. Случалось, что жизнь после лагеря становилась еще труднее. Оттого, что то, ради чего выживал в аду, в реальности оказывалось пустым, мертвым.
«Когда мы старались внушить человеку в лагере душевное мужество, мы старались показать ему в будущем то, ради чего стоит стремиться выжить. Ему надо было напомнить, что жизнь еще ждет его, что какое-то человеческое существо дожидается его возвращения. Оказалось, что многих никто уже не ждал. Горе тому, кто узнавал, что человека, само воспоминание о котором питало его мужество в лагере, больше нет! Горе тому, кто едва дождавшись дня, по которому он так тосковал, обнаруживал, что этот день совсем не так радостен, как он ему снился! Он садился в трамвай, подъезжал к дому, который годами видел в своем воображении, нажимал на кнопку звонка, о чем он страстно мечтал тысячи раз - и только для того, чтоб убедиться, что человека, который должен был открыть ему дверь, тут нет - и никогда больше не будет».

На этом я закончу цитаты из первой «лагерной» части книги. Лично меня поразило, как в бесчеловечных условиях наиболее ярко проявляется в людях именно человеческое. Как вызов рока рождает необыкновенную духовную силу. Но спросим себя, неужели всегда нужны человечеству страдания для того, чтобы достать из своих духовных недр этот поражающий мощью ресурс? Каждый раз доставать, и снова прятать, как только пройдет беда? И, пряча этот «меч», вновь провоцировать беду?

Ведь в чем вызов? Можно ли сохранять этот дух человека, бросившего вызов злу, когда этого зла вроде уже и нет? Когда оно ушло и затаилось. Или героям место только на войне?
 Мы знаем одну страну, в которой и в мирной жизни оставались героями. К несчастью, со временем огонь погас и в ней. И трагедия восставшего из подполья зла повторилась вновь. Но мечта о «вечном огне», о мире, в котором Человек не расслабляется после побед, а еще сильнее устремляется вперед, эта дерзкая мечта… она жива.

Цитаты, Нацизм, Общество, Психология

Previous post Next post
Up