Памятник Алексею Маресьеву в его родном городе Камышине
Сегодня прочитал
новость о том, что 13 мая в Новгородской области откроют стелу в честь знаменитого летчика Алексея Маресьева. А 20 мая в городе Камышине Волгоградской области состоятся масштабные празднования 100-летия героя.
Не так давно, еще в конце апреля, я побывал на небольшой лекции для кадет, посвященной также Маресьеву и написанной по его судьбе «Повести о настоящем человеке». Мероприятие проходило в библиотеке, после окончания основного рассказа все желающие получили слово. К ребятам обратился ветеран, прочла стихотворение местная поэтесса. Сказал немного и я. Говорил просто, о том, что пришло на ум и сердце, когда слушал очень интересный и живой рассказ лектора.
Во-первых, я посоветовал юным воинам (им было лет по 13-14) обязательно перечитать книгу Полевого в уже более-менее взрослом возрасте, года в 23-24. Действительно, я сам читал историю о советском летчике два раза, и это были очень разные прочтения. Детское - абстрактно романтическое, восхищенное. Взрослое - драматическое и какое-то жгучее. Осознание реальности, невыдуманности действует гораздо сильнее. Откровенней ты рассматриваешь себя на фоне подвига Маресьева.
После я сказал вот о чем. В каком-то смысле история с потерявшим ноги, но вернувшимся в авиацию летчиком, - это не история конкретного героя, и даже не целой когорты подобных ему (ведь очень много было схожих подвигов). Это история всей советской страны. Страшные потери и оккупированные территории первого периода войны - чем не ампутированные ноги Маресьева? А совершенные невероятным напряжением силы воли перестройка экономики и воссоздание армии - чем не борьба летчика за право сначала ходить, а потом и летать? Возвращение же Маресьева в строй и сбитые им, уже без ног, «Мессеры», - это новая жизнь советской страны и Победа.
Но главное, я напомнил не только кадетами, но и всем присутствовавшим о том, что наследие Великой Отечественной - это не славная история и память. Эта - день сегодняшний, с его неумолимой реабилитацией идей нацизма и фашизма, и появлением новых не менее свирепых сил (например, той же ИГИЛ). Опыт той войны говорит нам о том, что эти угрозы не рассасываются сами по себе, их должен КТО-ТО преодолевать. Надеюсь, будущие военные поняли, что я имел в виду в том числе и их самих.