На новогодних каникулах я побывал в Троице-Сергиевой лавре. Несколько записей посвящу этому.
В первую очередь стоит отметить просто магическую красоту лавры. Величественный комплекс из крепостных стен, золотых луковок храмов и устремленной в небо колокольни поражает сразу, как только показывается на горизонте. Многим знакомо необычное впечатление, сопровождающее человека, когда он впервые бывает в месте, до того много раз видимом на картинах, открытках, с экранов и мониторов. Впрочем, это состояние сложно описывать словами, его просто нужно однажды ощутить.
Единственное, что лучше слов может передать восторг от красоты лавры - это вдохновленные ею же картины художников. Как ни странно, самыми «живыми» из произведений посвященных Лавре, на мой взгляд, являются картины художника Константина Юона, прославившегося отнюдь не видами православных храмов, а футуристическими революционными работами (знаменитая «Новая планета» 1921-го и «Люди» 1923-го), а так же масштабными историческими полотнами («Первое появление В.И.Ленина на заседании Петросовета в Смольном» 1927-го и «Парад на Красной площади 7 ноября 1941-го» 1949-го).
«Новая планета»
«Парад на Красной площади 7 ноября 1941-го»
Причем еще более интересным является то, что и вдохновленные коммунистической новизной футуристические работы и вдохновленные красотой православного монастыря пейзажи написаны примерно в одно и то же время. Мне этот синтез в творчестве отдельно взятого художника кажется далеко не случайным. Русская интеллигенция, принявшая и поддержавшая Революцию, воспринимала ее как освобождение народа от гнета самодержавия. Троице-Сергиева лавра и ее основатель святой Сергий Радонежский - это очаги освобождения народа от другого исторического гнета - татаро-монгольского ига.
Впрочем, я отвлекся в сторону и так и не показал самих картин Юона, наиболее полно передающих возвышающее впечатление от красоты монастыря.
«Купола и ласточки», 1921
«День Благовещения», 1922