Заметки после посещения Третьяковской галереи

May 28, 2015 01:47




Четыре дня назад я наконец-то побывал в Третьяковской галерее. Скажу честно, это мое первое «живое» знакомство с настолько высоким искусством. Хотя нет, в детстве я был в Эрмитаже, но меня во время той школьной поездки больше интересовали различные подростковые страсти, чем петербургские сокровища культуры. Поэтому мою шестичасовую прогулку по лабиринтам легендарной русской живописи можно считать первой такой встречей «лицом к лицу».


Итак, каковы же впечатления? Первое, что хочу сказать, это насколько разными могут быть картины на фото и вживую. Я сам не могу это объяснить, но действительно, не все, но многие картины производили совершенно иной эффект, чем когда я смотрел их в интернете. В качестве приведу работы художника Ивана Крамского.
Он поразил живейшими портретами, в которых я прежде, в интернете, отчего-то не видел той жизни.
Итак, я понял для себя, что картину - прямо как человека - нужно увидеть вживую, чтобы узнать. Любое, самое достоверное фото не передаст Вам полного образа.


Иван Крамской "Неутешное горе"

Второе, это атмосфера. Говорят, что театр начинается с вешалки, так вот с галереей - то же самое. Главное - это не пробежать, просмотрев красивые картинки на стенах, а погрузиться в живую историю русского искусства. Этому очень способствует хронологический порядок расположения залов и обилие пояснений контекста эпохи, жизни художников, роли их творчества в жизни страны. Например, видя как от зала к залу становится все меньше портретов придворных дам и мужей, но появляются в огромном количестве сюжеты из тяжелого крестьянского быта и городской жизни простолюдинов, ты не просто замечаешь, что «стало красивше», а видишь, как постепенно, взращенная петровскими реформами, творческая интеллигенция разворачивалась ровно на 180 градусов - от имперской элиты к простому народу. Как она не просто развернулась, а нашла в служении ему свое призвание, ведь именно «народничество» в живописи считается расцветом русского изобразительного искусства.


Василий Перов "Тройка"

И третье. Это масштаб. Все мы помним знаменитые картины «Иван Грозный и сын его Иван», «Утро стрелецкой казни», «Апофеоз войны». Помним по школьным сочинениям, по вкладышам в учебниках литературы и истории. Но только когда ты видишь колоссальное полотно 3 на 4 метра - ты проникаешься всем историческим пафосом произведения. И понимаешь, почему оно настолько поразило современников, и продолжает поражать потомков. Кроме того, просто видишь все гораздо детальней, чем мог бы на репродукции. Например, чтобы по-настоящему увидеть глаза (о, их надо увидеть!) Ивана Грозного на знаменитой картине, нужно действительно большое полотно.



Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван»

Жаль, но до конца галереи я так и не дошел, пройдя за шесть часов около двух третей экспозиции. Обязательно пойду еще. И всем рекомендую!

Россия, Культура, Живопись

Previous post Next post
Up