Николай Богданов-Бельский. «Устный счет»
С некоторых пор в свободное время исследую творчество русских художников. Я не эстет, не искусствовед. Мои заметки и мнения о картинах вряд ли имеют какую-то ценность, и, наверное, не сильно отличаются от мыслей, копошащихся в голове гуляющего по Эрмитажу студента-технаря. Я
отдаю себе отчет в том, что не знаю ничего ни о стилях, в которых созданы картины, ни о приемах, использовавшихся при их написании. Ни о школах живописи, продолжением и развитием которых являются приводимые мной работы. В общем, я не знаю в этой сфере почти ничего. Я стремлюсь это узнать, но сейчас ситуация такова, какова она есть.
Нависает вопрос. Каково рожна тогда я берусь писать о картинах? Объясню. Я искренне считаю, что сила картины определяется именно тем, какое воздействие она оказывает на человека, в тонкостях живописи не разбирающегося. Грубо говоря, количеством восторженных школьников, собравшимся у нее в выставочном зале.
Эта позиция очень уязвима. Потому как все зависит, конечно, от «качества» школьников. Сейчас, например, они гораздо большей толпой соберутся у плакатов с «Трансформерами», чем у полотен Шишкина.
Но и с искусствоведами и сведущими критиками тоже все непросто. Потому как голосов, хвалящих постмодернистские «шедевры» - на порядки больше чем, тех кто «не в тренде». В общем, все примерно как со школьниками. Если не хуже. Да точно, хуже! Если школьника еще можно перенаправить, познакомив с настоящей культурой, то постмодернистский искусствовед сам кого хочешь перенаправит…
Впрочем, я отвлекся. Так имею право или не имею? Смею ли что-то писать о картинах Брюллова, к примеру? Уверен твердо - имею. И не проявлю при этом ни тени высокомерия, невежества, наглости, если буду соблюдать одно простое условие. Я не оцениваю картины, да и русскую и мировую культуру - я постигаю ее, как сложный мир, которым она является. Это, если угодно, путевые заметки, отправившегося в путь странника. Не снисходительный «лайк» «красивым картинкам». А восхищение. И в чем-то преклонение.
Любой, кто хоть немного осознал масштаб культурной вселенной, включающей литературу, живопись, музыку, архитектуру, скульптуру и многое другое. Кто осознал также насколько люди сегодня отчуждены от этого мира.
Тот поймет меня.
PS. Знаете, спираль истории действительно существует. В начале 20- столетия судьба мира зависела от того, как быстро успеют овладеть массы необразованных советских людей прежде им недоступными знаниями. В том числе культурными.
Сегодня ситуация похожа. С одним усложнением. У нас тоже отняли культуру. Но подменили ее огромной вкусной соской потеблядства: и информационного, и материального. Поэтому прежде всего нам предстоит вытащить изо рта ее.
Начнем?