Оригинал взят у
flojolet в
Духовная жизнь учителей и учеников: разработки Сухомлинского и современность Если начинаешь говорить с современными учителями об их свободном времени, то неизбежно в ответ получаешь жалобы на то, что нужно заполнять два журнала (электронный и бумажный), бесконечно отчитываться обо всех проведенных мероприятиях, собирать унизительные портфолио (как будто разговариваешь с супермоделью, а не учителем). Проблема свободного времени стояла перед учителем всегда и, так или иначе во все времена осмысливалась. Сегодня учитель - это работник сферы услуг, так как образование из сферы государственной стратегической необходимости перешло в эту форму, умаляющую задачи образования. Зачем работнику сферы услуг специальное свободное время для саморазвития? Да такой вопрос и вовсе не стоит.
На этот вопрос В.А. Сухомлинский давал однозначный ответ: свободное время учителю жизненно необходимо.
«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».
Много ли мудрости в бесконечных отчетах? Отчеты нужны, и Сухомлинский дает практические советы, какие именно отчеты и какую бумажную работу от учителя требовать, а какую завучи и директора должны делать сами. По его мнению, учитель должен быть загружен дополнительной работой (методическая работа, педагогический совет, внеклассная работа) не более двух дней в неделю после уроков. Свободное время учителя также сильно зависит от того, в каких семьях воспитываются дети. Семье следует воспитывать в детях трудолюбие, и тогда у учителя нет надобности в преодолении отставания одних учеников от других. Это, конечно, проблема всего общества, а не только учителя. Но в Павлышской школе учителя работали и с родителями.
«Один из самых опасных пороков школьной жизни - нравственное иждивенчество. Выражается оно в том, что в сознании ученика утвердилась мысль: за то, что я плохо учусь, отвечает учитель».
В современной школе эта мысль утвердилась не только в голове ученика, но и в голове всей вышестоящей над учителем администрации. Учитель сегодня не может поставить ученику двойку, так как это будет отражено в показателях школы и грозит учителю разного рода наказаниями вплоть до увольнения.
Но вернемся к Сухомлинскому. Как же, по его мнению, учитель должен воспользоваться свободным временем?
«Как можно больше времени для самостоятельного чтения, для духовного общения с важнейшим источником культуры - книгой. Это основа основ духовной жизни коллектива».
Интерес и уважение к книге Сухомлинскому удалось создать в своей школе путем постепенного вовлечения учителей в чтение разных книг по педагогическим, социальным, нравственным, культурным проблемам. Книги постоянно появлялись на стенде в учительской, читались учителями, обсуждались, проводились доклады, на которые неизменно добровольно приходили все учителя и даже старшие ученики. Пробуждение интереса к книге - это именно коллективная работа. В конце концов, учителя пришли к осознаю необходимости пропаганды книги среди учеников.
«Педагогический коллектив задумался над тем, что читают наши воспитанники, какие люди становятся для них идеалом, образцом. Мы пришли к выводу о необходимости такого руководства внеклассным чтением, которое бы формировало нравственный идеал каждого ученика».
Кажется, что 50 лет назад приохотить детей к чтению было гораздо проще, ведь не было такого количества развлекательной техники. Но с этой же проблемой столкнулся и Сухомлинский.
«Много лет назад мне не давала покоя мысль: почему подростки, юноши и девушки с нежеланием читают хорошую книгу, и художественную, и особенно научную? <…> Когда я все больше присматривался к тому, что и как читают подростки, юноши и девушки, я убедился: многие не знали, что такое настоящее чтение - вдумчивое проникновение в смысл книги. Многие знали только одно чтение - чтение учебника».
Я бы к этому наблюдению добавила отсутствие культуры чтения в семьях. Родительский пример очень важен.
Для того чтобы решить эту проблему, в Павлышской школе была создана «Комната мысли», которая представляла из себя небольшой читальный зал. В комнате стоял шкаф, в котором были собраны книги о жизни выдающихся людей, героев, мужественных людей.
«Здесь было несколько десятков книг о мужестве и непоколебимости людей, которые предпочли смерть и лишения отказу от истины, - Джордано Бруно и Александра Ульянова, Юлиуса Фучика и Камо. Мусы Джалиля и генерала Карбышева. Книги о мужественных людях - это энциклопедия воспитания юношества».
Всех ли перечисленных здесь героев знают взрослые читатели этой статьи?
Сначала «Комнату мысли» посещали мало, но со временем ученики стали чаще приходить в нее. Думаю, что сегодня задача привлечения учеников к таким комнатам будет намного сложнее. Однако, по моему мнению, если запретить в школе пользоваться гаджетами, то надежда есть.
Эксперимент с «Комнатой мысли» не закончился оборудованием ее только героической литературой. Позже был оборудован шкаф с естественнонаучной литературой для того, чтобы развивать в детях интерес к наукам.
Любовь к книге у учеников выражается в посещении общественной библиотеки и стремлении к созданию личной библиотеки. Не буду писать много горьких слов о том, что муниципальные библиотеки переорганизовывают теперь в досуговые центры, не располагающие к чтению. Лучше приведу цитату Сухомлинского:
«Ваш воспитанник кончает школу. Сколько у него книг в личной библиотеке? Если на его полке только школьные учебники, <…> плохо вы воспитывали его. Личная библиотека - это зеркало и источник духовной культуры».
А сколько книг в вашей личной библиотеке, и какие они? Автор этих строк несколько лет назад осознала при переезде, что от большой части книг нужно избавиться - книги однодневки, только для одного прочтения, не стоящие того, чтобы запаковывать их и бережно перевозить. Казалось бы, что такие книги подтверждают мысль о том, что в наш цифровой век шкафы и полки для книг вообще не нужны - есть ведь цифровые книги. Но есть ведь и другая литература - книги, к которым хочется возвращаться снова и снова. Только с такими книгами возможна духовная жизнь и развитие.
В статье использованы цитаты из книги В.А. Сухомлинского «Разговор с молодым директором школы», беседа третья «Духовная жизнь школьного коллектива».