Гитара, будучи струнным инструментом, обладает внушительным арсеналом приёмов разного толка. Сегодня мы немного поговорим о флажолетах.
Флажолет - мудреное словечко, которое всего лишь означает извлечения флейтового звука. Вот здесь
http://viktor-ra.livejournal.com/31326.html они уже нам попадались, но сейчас поговорим о них более подробно.
Флажолеты трудно классифицировать, поэтому просто их перечислим.
Натуральный - извлекается на открытой струне. Мы кладём палец левой руки на струну (не прижимаем), что на 12-м ладу. Пальцем правой руки дёргаем струну, а палец левой тут же отпускаем. Задержка доля секунды, если не меньше! Таким макаром, можно съиграть флажолет на любом ладу и струне, правда, звучать он будет хорошо на 7-м, 12-м, 19-м и мнимым 22-м ладу.
Искусственный (несправедливое название) - Суть его в извлечении флейтового звука при зажатой струне. Т.к. левая рука у нас действует, то флажолет придётся извлекать одной правой, а точнее большим и указательным пальцами. Чтобы был хороший звук, надо будет пересмотреть расположение «хороших ладов». Так, если мы зажали 4-ю струну на втором ладу, целесообразно съиграть флажолет не на 7-ом, а на 9-м ладу.
Дополнение: помните, ничто не мешает нам исполнять натуральные флажолеты только правой рукою, как искусственные. Однако, можно и искусственные исполнять как натуральные (меньше одного лада от зажатой струны).
Теппинговый - получается от удара по порожку соответствующего лада. Однако, на акустической гитаре добиться чистого звучания трудно. То и дело получается полуфлажолет.
Полуфлажолет - приём, при котором помимо флейтового звука звучит ещё и сама струна. Если честно, не знаю где эти полуфлажолеты применять, но на всякий случай лучше освоить этот приём. Полуфлажолет несложно получить. Нам лишь надо придать струне определённое напряжение т.е. чуть сильнее прижать струну или чуть отвести её вверх или вниз, самое главное не переусердствовать.
Этот «официальный» перечень можно дополнить обратным флажолетом.
Обратный флажолет получается, когда мы придаём напряжение струне левою рукою (оттягиваем её вверх или вниз), а палец правой руки при этом находится над соответствующим ладом.
Но каков бы не был флажолет, мы в любом случае извлекаем его на одной струне. Но можно извлекать и на двух струнах сразу!
Для этого указательным и средним пальцами касаемся струны в определённом месте, а большим и мизинцем дёргаем эти струны. Но чтобы всё хорошо вышло нам придётся «прокачать» свой мизинец, дабы сила звучания струн была одинакова. Такой приём на интернетовских просторах я не встретил, поэтому назовём его двухструнный флажолет. Этот приём, по сути, является продолжением искусственного. Однако, это можно сделать и левою рукою на открытых струнах (расширение натурального флажолета). Флажолеты на двух струнах замечательно звучат, попробуйте.
Не менее замечательная вещь и поющий (дрожащий) флажолет . Сделать его очень просто. Вначале мы извлекаем сам флажолет, потом любым пальцем легонько касаемся струны над соответствующим ладом и (или) оттягиваем её вниз, вверх или ближе к порожку сколько угодно раз.
Разумеется, приёмы можно сочетать друг с другом, так, связки бенд-флажолет или вибрато-флажолет могут неплохо дополнить любое произведение.
И напоследок. Помните, настоящая музыка всегда чуть сложновата, ведь за ней скрывается культура. Удачи!