Вклады россиян обманом переводят на счета ВСУ. Задержаны пятеро участников преступной схемы
Сотрудники ФСБ и МВД в понедельник задержали пятерых «работников» незаконного виртуального узла связи, который использовался украинскими колл-центрами для телефонного мошенничества и вымогательства у россиян денежных средств. В дальнейшем эти деньги шли на нужды ВСУ и украинских террористов.
- По предварительным данным, при помощи этого узла связи у граждан России было похищено более 7 млрд рублей, - сообщили в ФСБ.
Официальный представитель МВД РФ Ирина Волк добавила к этой информации, что злоумышленники обеспечивали работу специального оборудования, которое позволяло подменять номера звонивших из-за рубежа аферистов на российские.
- Мошенники представлялись сотрудниками финансовых учреждений и правоохранительных органов, после чего убеждали россиян перевести сбережения и кредитные средства на так называемые безопасные счета, - пояснила Ирина Волк.
Все пятеро задержанных пособников украинской преступной схемы - граждане России. Входе обысков у них изъято оборудование и значительные денежные средства.
О том, удалось ли при помощи этих задержаний ликвидировать всю преступную схему, рассказал президент аналитической компании «Крибрум», член Совета при президенте России по правам человека Игорь Ашманов.
Игорь Станиславович, как и для чего работает виртуальный узел связи в этой преступной схеме?
- Украинские колл-центы звонят в нашу страну через IP-телефонию, и кто-то в России должен их «приземлить» через нашу телефонную сеть. Поскольку украинскими мошенниками и вербовщиками совершается ежедневно от 5 до 10 миллионов звонков в Россию, то это - огромный бизнес.
Украина за это платит. Соответственно, кто-то эти деньги в России берет и эту услугу предоставляет. Раньше у меня была гипотеза, что это делает какой-то региональный партнер одного из ведущих операторов мобильной связи. Таких партнеров у большой тройки-четверки российских операторов - около двух тысяч. Кроме того, нужен коррумпированный менеджер в региональном офисе этого мобильного оператора, чтобы скрыть преступный трафик.
Но такого менеджера в региональном офисе не оказалось?
- Сейчас эта гипотеза отпадает, потому что уровень преступных доходов от этой схемы выше, чем региональный. Я разговаривал со специалистами по мобильному трафику, и они сказали, что голосовой трафик сейчас очень значительно падает из-за того, что его заменяет Telegram, WhatsApp и другие новые платформы.
В результате падения, эти 5−10 миллионов звонков в день теперь составляют такой значительный процент голосового трафика, что не заметить его уже не могут ни топ-менеджеры наших мобильных операторов, ни акционеры. Это - большие деньги, которые акционеры не могут не заметить.
То есть, бандеровцы платят нашим мобильным операторам где-то на самом высоком уровне. И то, что ФСБ сейчас удалось найти и обезвредить одно из таких звеньев - очень хорошо. Наконец-то их начали ловить, потому что это - пособники врага у нас в тылу.
Но поймали всего нескольких исполнителей.
- Да. Несколько исполнителей низшего звена. Интересно, куда выведет эта ниточка, до какого уровня ФСБ ее размотает. Напомню, речь идет об очень больших деньгах, которые контролируют какие-то очень важные люди.
Скорее всего, эти люди - на хорошем счету, имеют безупречную репутацию, жертвуют в помощь бойцам СВО, и на нужды СВО. Но при этом берут деньги от бандеровцев тоже.
Их нужно ловить и сажать, но я не исключаю, что какие-то коммерческие и политические причины помешают этому.
Все понимают, что явление на уровне 10 миллионов звонков в день не может происходить из частной квартиры.
Начальник Управления организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России генерал-майор полиции Филипп Немов рассказал о психотехнологиях, которые используют украинские телефонные преступники:
- Часто злоумышленники используют методы НЛП (нейролингвистического программирования). Вам звонит «офицер спецслужбы» и сообщает, что ваш номер счета скомпромитирован переводом средств на счета террористов. Эта информация уже выводит из равновесия. А дальше - следуют команды, которые человек должен выполнить, чтобы «органы» разобрались в ситуации. И человек начинает покорно их исполнять. Переводит свои деньги на счет преступников.
Поэтому помните: сотрудники спецслужб не звонят по телефону. Они находят другие возможности для общения. Не выполняйте никаких команд по телефону, - советует генерал Немов.
Кроме того, мошенники при помощи искусственного интеллекта могут имитировать голос вашего родственника или знакомого, и попросить перевести при помощи мобильного банка деньги на незнакомый номер. Не делайте этого.
Конечно, нельзя полностью исключать редкую ситуацию, что близкий человек попал в трудную историю, когда остался без своего телефона, и деньги ему нужны на чужом счету. Тогда поговорите с ним, вспомните о своей недавней встрече или чём-то еще, что может знать только он. Так можно отличить реального человека от мошенника, который использует его голос.
Схема обмана
Схема работы телефонных мошенников хорошо знакома - человеку поступает звонок с неизвестного номера, после чего злоумышленник на другом конце провода начинает разыгрывать определенный сценарий, кульминацией которого должна стать "добровольная" передача денег в руки мошенников.
Сам способ не меняется годами, изменения претерпевает лишь этот самый сценарий. "Хит" последних лет - звонок от "сотрудника полиции", который якобы обнаружил некие подозрительные операции со счетом человека в банке. Далее начинается раскрутка жертвы, запугивание, психологическое давление, прямой обман. Человек искренне верит, что спасает свои накопления, а на самом деле отдает их преступникам.
Наиболее уязвимая категория населения для такого обмана - пожилые доверчивые люди, хотя попасть на крючок бандитов, как показывает практика, может абсолютно любой человек.
После начала российской военной спецоперации на Украине телефонные мошенники стали не только обманным путем грабить россиян, но и заставлять их самих идти на преступления.
Некоторое время назад по РФ произошла волна поджогов военкоматов. Большинство этих случаев были цинично срежиссированы Украиной, с территории которой работали мошенники.
Они представлялись сотрудниками ФСБ, заполучали деньги жертвы, а затем внушали ей, что в здании местного военкомата якобы укрываются преступники, которые и завладели ее деньгами, после чего предлагали жертве помочь в их поимке и поджечь для этого тот же военкомат. Это лишь один из сценариев, которым оперируют мошенники.
Мошенники эти не скрывают, в чьих интересах работают. Известны случаи, когда жертву обработали настолько плотно, что даже когда в дело вступала полиция, потерпевшая до последнего не клала трубку и по команде из телефона выкрикивала бандеровские лозунги.
Логово мошенников
Сложность борьбы с телефонными мошенниками с Украины в том, что они имеют покровителей как среди власти, так и в правоохранительных органах этой страны. Иными словами, нужно делиться, источать патриотизм и работать против россиян, тогда никаких проблем с деятельностью таких кол-центров не будет.
Некоторые подобные украинские кол-центры все же нарушают правила игры, залезая туда, куда лезть не следует: например, начинают обзванивать поляков или чехов, а также разводить на деньги собственных граждан.
Иногда такие центры являются частью международных преступных группировок, поэтому широта их охвата простирается далеко за пределы Украины и России. Они попадают в поле зрения Интерпола или Европола, поэтому украинским правоохранительным органам приходится реагировать.
Специалисты "Сбербанка" ранее выпустили доклад о телефонном мошенничестве с Украины. В нем говорится, что "столицей" такого рода преступного промысла является город Днепр (бывший Днепропетровск).
Работа поставлена с размахом - организаторы снимают под свои кол-центры дорогие офисы в бизнес-центрах, нанимают программистов, закупают технику, создают удаленные серверы, сотрудничают с банками и т.д. В плюсе остаются даже сервисы доставки еды, львиная доля заказов которых в пиковые часы обеденного перерыва приходится именно на кормежку телефонных мошенников и их обслуги.
При взгляде со стороны может создаться впечатление, что это вовсе не мошеннические центры, а рядовые бизнес-офисы со всеми полагающимся атрибутами: тренингами, корпоративами, менеджерами, наставниками, мотивационными спикерами, а найм сотрудников идет практически в открытую на популярных местных интернет-площадках для поиска работы.
Как писали украинские СМИ, за один рабочий день оператор такого кол-центра делает около 300 звонков, до пяти человек в день отдадут ему свои деньги. За 2022 год, по данным "Сбербанка", украинские телефонные мошенники совершили порядка 1,5 млрд звонков. Всего по стране насчитывается несколько тысяч таких центров.
Украинские телефонные мошенники продолжают обманывать россиян, оставляя людей без денег, жилья, и ломая им жизнь. Новости об этом появляются почти что ежедневно. Преступные кол-центы на Украине продолжают пухнуть от денег, чувствуя свою безнаказанность.
В украинском мире перевернутой морали эта "работа" считается модной, денежной и едва ли не престижной. Такое положение вещей может изменить только превращение этих кол-центров в законные цели для российской армии. Каждый оператор таких центров должен знать, выходя на "работу", что этот рабочий день может стать для него последним.
Михаил Зубов