Aug 11, 2018 13:36
Автор: Виктор ЯЩЕНКО, заслуженный работник геодезии и картографии
В 1980-е годы я работал на Урале. Тогда же в одной из наших геодезических экспедиций начальником партии был Михаил Климентьевич Полонянкин. За три года до этого во время экспедиционных работ он попал в автомобильную аварию и полтора месяца находился в коме.
На скользкой дороге
Трагедия произошла в конце полевого сезона. Через три дня Михаил должен был уехать домой в Свердловск (ныне Екатеринослав). 25 октября он с бригадой ехал на автомашине по лесной дороге на объект, где им предстояло сделать последние геодезические измерения. Было раннее утро, и дорога оказалась покрыта льдом. Когда машина с геодезистами спускалась с крутой горы, из-за поворота вдруг выскочила встречная. Тщетно водитель крутил руль - на ледяной дороге автомобиль стал просто неуправляемым. Машины столкнулись лоб в лоб. На место аварии прибыли спасатели. Чтобы перевезти пострадавших в больницу, потребовалось немало времени. Но Михаил этого не видел, он уже был без сознания. Поначалу все решили, что он мертв. К счастью, когда инженера вместе с травмированными рабочими доставили в больницу, опытный хирург сумел определить, что тот еще жив. Михаила сразу же поместили в реанимационное отделение.
Безнадёжный пациент
Врачи сделали заключение: у Полонянкина полная утрата сознания, нарушение кровообращения, дыхания, отсутствие рефлексов, сильный ушиб головы, поломана нога, раздавлены ребра, на теле многочисленные ссадины, местами содрана кожа. 47 дней пролежал Михаил Климентьевич в больнице. Большинство медиков считали его мертвецом, но организм еще не умер. - Такого просто не может быть! - поражались медики и продолжали искать возможность вернуть Полонянкина в мир живых. Воскресение После 45 дней врачи решили отключить искусственную подачу кислорода. Вдруг организм «вспомнит», как нужно дышать? Без искусственного дыхания больной выдержал одну минуту, затем начал синеть. Тогда врачи стали время от времени отключать аппаратуру, каждый раз прибавляя несколько секунд. Эксперимент продолжался двое суток. И - о чудо - он увенчался успехом! В какой-то момент Михаил вдруг задышал самостоятельно. И вот однажды настал долгожданный момент, и больной приоткрыл глаза. Оказалось, он полностью разучился говорить, никого не узнавал, даже жену. Его жизнь начиналась с чистого листа. Кости ноги и ребра срастись не успели. Травмы не давали Михаилу покоя, от сильных болей он постоянно стонал. Однако хирург лишь довольно потирал руки: - Чувствует боль, значит, живой! Жена Алла часто делала Михаилу массаж, учила его говорить, как ребенка, по буквам. Постепенно стала восстанавливаться и память.
Шаги сквозь слезы
Несмотря на то, что все это время инженер был практически неподвижен, врачи разрешили ему отправиться домой. И он еще год лежал дома. Но занятия физкультурой с помощью жены и медиков дали хороший результат. Михаил попробовал сползать с кровати и передвигаться на коленках, потом на костылях. И все же желание вернуться в экспедиционный строй заставляло Михаила, глотая слезы от боли, делать новые и новые попытки встать на ноги. И вот спустя два года после аварии с полностью восстановленной речью и памятью, способный уже ходить, со второй группой инвалидности он смог вернуться к своей работе.
Среди умерших
Когда я лично встретился с человеком, 47 дней пролежавшим без сознания, по сути пережившим клиническую смерть, я, конечно же, в первую очередь поинтересовался: - Как тебе жилось в потустороннем мире? - Смерти нет, - ответил Михаил. - На том свете тоже жизнь. И он рассказал, что за время пребывания «там» видел всех родственников и знакомых, которые умерли в разные годы. Многие из них, по его словам, до сих пор там трудятся. И, что удивительно, общаясь с давно умершими людьми, он совершенно позабыл о тех, кто жив. Именно поэтому так долго не восстанавливалась его память. А еще, находясь в потустороннем мире, Михаил много путешествовал. Как он говорил, даже объехал всю Европу! Он вспоминал, что когда побывал в Греции, долго любовался голубизной морской воды. Ему запомнился белый храм с колоннами на берегу острова и белоснежные корабли на морской глади. Еще он видел странных существ. Сам он уверен, что это инопланетяне. Он стал у них проситься обратно - домой, в мир живых. В итоге они сжалились, дали ему какой-то девятизначный код, посадили в белый шар, и тот полетел. Когда же шар коснулся земли, Михаил распахнул глаза и увидел людей в белых халатах и женщину, в которой не смог узнать собственную жену Аллу.
Полонянкин,
картография,
тот свет,
кома,
геодезия,
география