В 1967-1972 на верфи в Ростоке (тогда ГДР) было построено 32 теплохода-сухогруза типа "Пионер" для Мурманского или Дальневосточного пароходств, и все они получили имена наших пионеров-героев. Мы-то знаем, что "пионеры" эти пионерами в большинстве случаев не были, и что некоторые "подвиги" выдуманы советской пропагандой. Так или иначе, можно проследить судьбу каждого из этих теплоходов - а заодно узнать много новых имён "пионеров" (см. реестр по
ссылке). Большинство из этих судов перепродано (и не раз - под флаги Монголии, Ямайки, Панамы и даже Сент-Киттс и Невиса), переименовано и утилизировано/разрезано на металлолом. Самые интересные истории:
1. Саша Ковалёв - под именем Spyros и флагом Панамы затонул у Кубы в 1997 году
2.
Гриша Акопян 10 мая 1972 года подвергся бомбардировке американской авиацией во вьетнамском порту Камфа, разрушен и сгорел. Кстати, такой человек -
Гриша Акопян - никогда не существовал, он и его подвиг выдуманы пропагандой.
3. Нина Сагайдак и
Коля Мяготин в октябре 1983 года зажаты льдами в Арктике, в проливе Лонга.
Нина затонула,
Коля выстоял.
4. Шура Кобер под именем Marelie и флагом Ямайки пропал 19.12.1998, находясь севернее Кипра и подав сигнал бедствия. Никаких следов судна обнаружить не удалось
5. Толя Комар и Лара Михеенко - судьба не установлена
6. Вася Коробко, Тоня Бондарчук и Нина Куковерова не были проданы. В 1997 году их утилизировали в Мурманске
7. Пионерская зорька (!) утилизирована в Ханое в 1997 году
На закуску две истории о судах другого типа, названных в честь пионеров
Саша Ковалёв - учебное судно Новгородского клуба юных моряков (1978 -2003), позже продано фирме «Петрофлот» и стало плавказармой в Петрозаводске). В ноябре 2008 года в шторм выброшено на камни и в 2011 году утилизировано на металлолом.
Ласточка (1975-199? назывался Павлик Морозов) - пассажирский скоростной речной теплоход типа «Заря» (проект 946), часто называемый «речным трамваем», «речным автобусом», Единственный на весь 1,5-миллионный Харьков прогулочный теплоход в новейший период его истории. В 1996-2005 совершал прогулочные рейсы по харьковским рекам Лопань и Харьков. Сгорел в дневное время 1 апреля 2005 года при невыясненных обстоятельствах