Проверяющий на зачёте

Nov 14, 2012 10:26

    Иногда случаются во время сессии такие зачёты, сдавать которые не только не сложно, но даже приятно. То ли предмет интересный, то ли преподаватель умеет заинтересовать студентов, а может быть и из-за сочетания и обоих этих факторов, и всяких-разных сопутствующих. Но атмосфера во время таких зачётов стоит в аудитории непередаваемая. Студенты, обычно хмурые и сосредоточенные, ходят непривычно улыбчивые, а ответ на билет часто перерастает чуть ли не в дружескую беседу, в конце которой обе стороны расходятся вполне довольные друг другом.

Примерно так всё и обстояло в этот зимний день. В аудитории, насквозь пронизанной зимним солнцем, шёл зачёт по предмету , который хоть и назывался заковыристо - «История государства и права в странах Древнего Мира», но был любим студентами юридического факультета, как нечто действительно интересное, среди унылой серости обычных предметов. Немало этому способствовал и сам преподаватель, принимающий сейчас зачёт - молодой, слегка за тридцать, кандидат наук, в стильных очках с тонкой оправой, из-под которых иронично смотрели умные глаза, и с аккуратно подстриженной бородой, которая предавала ему особый шарм. Он мог воодушевлённо рассказывать о древних народах и их законах с такой заразительной энергетикой, что студенты, заинтересовавшись, не замечали, как пролетало время лекции. Неудивительно, что и ответы по билетам давались легко, а заветную роспись в зачётке получали все подходившие отвечать на свой билет.


    Впрочем, и группа была совсем не обычная. Шла середина девяностых прошлого века, когда МВД Татарстана на очередном витке каких-то из многочисленных реформ, замыслило программу повышения квалификации, благодаря которой обычные сотрудники, работающие «на земле», могли за счёт организации получить высшее юридическое образование. Эти студенты-заочники, набранные из обычных «оперов» и «следаков», разительно отличались от обычной, склонной к раздолбайству, учащейся публики своим серьёзным подходом к учёбе. Такая группа и была в аудитории.

Но было и серое пятно на ярком фоне праздника знаний. В углу аудитории за специально поставленным для него столом восседал полковник-проверяющий, прибывший аж из самого Министерства. Его лицо, казалось, послужило в своё время прообразом для карикатуристов журнала «Крокодил», рисующих всяческих буржуев - широкое, красное, со свисающими щеками и глубоко посаженными маленькими глазами, над которыми величаво возвышались густые брови. Несмотря на то, что в аудитории было тепло, проверяющий так и не снял свою каракулевую папаху, в которой он пришёл на зачёт. Он подозрительно косился то на преподавателя, то на студентов, подходящих отвечать, выслушивал непонятные ответы про какие-то «двенадцать таблиц Древнего Рима» или «кодекс Ману-Смрити», после чего провожал взглядом довольного студента и всё больше мрачнел лицом.

Наконец, что-то для себя решив, полковник встал из-за своего стола и грузно пошёл к преподавателю. Посмотрев тяжелым взглядом на сидящего перед ним студента, бегло тараторящего что-то про Древний Вавилон и Хаммурапи, и заставив того умолкнуть на полуслове, проверяющий важным тоном обратился к преподавателю:
    - Что ж это у вас, Григорий Андреевич, все зачёт получают? Скоро уже вся группа пройдёт, а ни одного неуда я пока не видел. Непорядок это.
    - Правда? Неужели все сдали? - Притворно удивился преподаватель, глядя в бумаги. - Хм… Действительно. Значит, хорошо студенты подготовились, предмет знают, вот и получают заслуженный зачёт.
    Проверяющий, не обращая внимания на разъяснения собеседника, отчеканил тем же тоном:
    - Непорядок, говорю! Раз здесь экзамен, значит должны быть и не сдавшие, иначе это подозрительно выглядит!

Григорий Андреевич растерянно огляделся по сторонам и остановил взгляд на студенте, сидящим перед ним.
    - Зверев, вы тут про базальтовый столб законов Хаммурапи ведь рассказываете? А скажите нам какой закон, был выбит там седьмым сверху списка.
    Повисло тягостное молчание, продлившееся несколько секунд, после чего отвечающий горько вздохнул:
    - Григорий Андреевич, я не помню…
    - Ну что ж, придёте тогда в следующий раз, когда этот предмет получше знать будете. - Проговорил преподаватель протягивая огорчённому мужчине зачётку.

Едва за неудачливым студентом закрылась дверь, преподаватель возбуждённо сказал проверяющему:
    - Шамиль Рафкатович, совсем забыл, там же в деканате дату пересдачи моего предмета в общем графике напутали! Я сейчас мигом выскочу, Звереву об этом скажу и в деканат его заодно отправлю, чтобы исправили. Вы уж тут последите за порядком в аудитории.

Полковник, утвердительно кивнув, вперился в оставшихся студентов, готовившихся отвечать, тяжелым взглядом. А экзаменатор выбежал за дверь. Зверев, так неудачно попавший под каприз проверяющего, стоял неподалёку.
    - Вы уж простите, что так вышло, я и сам, честно говоря, не помню какой там седьмой закон, какой - восьмой, а какой, скажем, тринадцатый. Просто сами, думаю, знаете, что с такими людьми лучше не связываться. - Извиняющимся тоном, проговорил преподаватель. - Давайте вашу зачётку и ручку, сдали вы, не переживайте… Так, вот мой автограф, остальное сами заполните. Ну, всё, удачной сессии!

В аудитории, куда поспешил вернуться экзаменатор, казалось, стало сумрачно, несмотря на яркий солнечный свет. Полковник стоял за столом, уперев в него кулаки, и обводил взглядом боявшихся лишний раз пошевелиться студентов:
    - Всё нормально? - Задал дежурный вопрос Григорий Андреевич, садясь на своё место.
    - У меня всегда всё нормально! - Отрезал проверяющий и удовлетворённо потопал к себе за стол, где спокойно и просидел всё время, разгадывая кроссворд и больше не вмешиваясь в учебный процесс, пока оставшиеся студенты получали зачёты.

Казань, про жизнь, ирония, Melpomenē, студент, Thalīa

Previous post Next post
Up