-- Итак, дорогие товарищи радиослушатели, я веду свой репортаж из нашего морского порта. Через несколько минут этот белоснежный красавец-лайнер отправится в очередной круиз, увозя в своих комфортабельных каютах большую группу советских туристов в увлекательнейшее путешествие.
На самом деле, это был теплоход "Победа", который использовался для пассажирских перевозок на линии Одесса - Нью-Йорк - Одесса. И принадлежал он Черноморскому морскому пароходству.
Судно было построено по заказу немецкой судоходной компании на верфи «Schichau Werft» в городе Данциге (польск. Гданьск) в 1928 году для эксплуатации на линии Европа - Центральная Америка - Вест-Индия. В первый рейс вышло 29 декабря 1928 года.
Двухвальная энергоустановка из двух 8-цилиндровых дизельных двигателей «Зульцер» марки 8SМ68 мощностью по 3 500 л. с. каждый при 105 об./мин. позволяла теплоходу развивать скорость порядка 15,5 узла, работая на два 4-лопастных гребных винта.
8 февраля 1934 г. у острова Кюрасао судно село на мель, с которой было снято лишь 25 августа. После полугодичного ремонта и переоборудования в Гамбурге на верфи «Blohm & Voss» лайнер «Магдалена» вышел с завода однотрубным теплоходом с новым названием «Иберия» (нем. «Iberia»).
В военное время «Иберия» служила плавбазой ВМФ Германии в Киле. Первоначально после войны 9 июня 1945 года её получил британский флот. 18 февраля 1946 г. не пострадавшая в военных действиях «Иберия» по репарации была передана СССР в Черноморское морское пароходство. Здесь лайнер получил новое наименование - «Победа».
«Победа» трудилась в составе Черноморского пароходства на внутренних и зарубежных линиях. В середине 1950-х годов она числилась среди лучших судов пароходства. В 1962 г., во время карибского кризиса, судно использовали для перевозки советских войск на Кубу. Описание перехода на Кубу на "Победе" есть в мемуарах последнего маршала СССР Д.Т. Язова. Книга называется "Удары судьбы".В конце 1970-х годов оно было списано из состава флота и утилизировано на берегу Гадани-бич в городе Читтагонг (Бангладеш).
А откуда же это название - "Михаил Светлов"?
Тут надо напомнить, что М.Светлов - реальный человек. Вот что говорится о нём в Википедии:
Михаил Шейнкман (Светлов) родился в Екатеринославе (ныне Днепр) в семье ремесленника Арона Боруховича Шейнкмана и Рахили Ильевны Шейнкман. У него была сестра Елизавета. До 1922 года семья жила в доме Баранова на Гимнастической улице (дом № 7, после революции - улица Шмидта, дом № 23). Публиковаться начал в 1917 году в екатеринославской газете «Голос солдата». Псевдоним «Светлов» появился в 1919 году.
В 1919 году был назначен заведующим отделом печати Екатеринославского губкома комсомола. В 1920 году вступил добровольцем в Красную армию, принимал активное участие в Гражданской войне. Недолгое время жил в Харькове, откуда в 1922 году переехал в Москву. Первый сборник стихов «Рельсы» вышел в 1923 году в Харькове. В 1927-1928 годах учился в МГУ. Согласно документам НКВД, поддерживал троцкистскую оппозицию, вместе с поэтами Михаилом Голодным и Иосифом Уткиным издавал нелегальную троцкистскую газету «Коммунист», приуроченную к 7 ноября 1927 года. Нелегальная типография, печатавшая газету, располагалась в доме у Светлова.
С такими настроениями прямая дорога на нары - времена были строгие. Но "ежовые рукавицы" загадочным, непостижимым образом обошли стороной нашего хитроумного героя.
В составе группы пропагандистов узнаваемой национальности (Ефим Львович Дзиган, Лазарь Яковлевич Анци-Половский, Михаил Аркадьевич Светлов) наш герой сбацал агитационно-пропагандистскую ленту "Если завтра война" (1938 г.).
ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА (Муз. бр.Покрасс,сл.В.Лебедев-Кумач)
Если завтра война,если враг нападет,
Если темная сила нагрянет,
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет
Припев:
На земле в небесах и на море наш напев и могуч и суров:
Если завтра война, если завтра в поход, будь сегодня к походу готов!
Если завтра война, всколыхнется страна
От Кронштадта до Владивостока,
Всколыхнется страна, велика и сильна,
И врага разобьем мы жестоко!
Полетит самолет, застрочит пулемет,
Загрохочут могучие танки,
И линкоры пойдут, и пехота пойдет,
И помчатся лихие тачанки.
Мы войны не хотим, но себя защитим-
Оборону крепим мы недаром.
И на вражьей земле мы врага разгромим
Малой кровью,могучим ударом.
Лицемерие, двуличность и лживость всей этой братии у меня всегда вызывало изумление. Пышное славословие в глаза и плевки в спину - характерные черты всех такого сорта пропагандистов. Примазавшиеся к власти звонкоголосые певцы всех мастей, рассказывающие впоследствии под коньячок в Доме литераторов об ужасах сталинского режима, не вызывают ничего, кроме отвращения. Наш герой из этой породы, породы приспособленцев. Дешёвые пустозвоны-агитаторы не переводятся - достаточно включить телевизор. Всё то же и всё так же - звонкое рекламное пустословие, убогая бравада: "Мы войны не хотим, но себя защитим - оборону крепим мы недаром. И на вражьей земле мы врага разгромим малой кровью, могучим ударом." Вместо картонных танков - гиперзвуковые ракеты, больше ничего не изменилось. Платные певцы режима были всегда необходимы любой власти.
Характерный эпизод из воспоминаний Варлама Шаламова:
"...Светлов встал, протягивая мне руку:
- Подождите. Я вам кое-что скажу. Я, может быть, плохой поэт, но я никогда ни на кого не донёс, ни на кого ничего не написал.
Я подумал, что для тех лет это немалая заслуга - потрудней, пожалуй, чем написать «Гренаду»...."
Чуточку самоунижения - мол, по сравнению с тобой, признанным мастером русской словесности, я гном, карлик. Чуточку самокритичности (польстить сидельцу, находящемуся ныне в фаворе у властей) - и поэт я плохой и доносчик неважный.
Надо и себе взять на заметку эту манеру - рассказывать всем, что не воровал, не писал доносы, не убивал, не грабил, не насиловал и не брал взятки (а ведь мог!). Дайте мне медаль и квартиру в Москве! Я подвиг совершил - доносы не писал!
(Добавлю: Маяковский, Есенин - они закончили трагически. А вот это вот .... создание прижилось, приспособилось. Троцкист мог выжить в мясорубке конца 30-х годов только будучи стукачом и провокатором).
Закончился жизненный путь нашего героя предсказуемо - смерть от рака лёгкого 28 сентября 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Но свято место пусто не бывает - новые времена, новые платные брехуны.
Как много русских в России!
.
Все эти граждане Израиля, так активно переживающие за Россию, все эти шестиугольные "российские патриоты" вызывают чувство .... э-э-э... В общем, я бы им доверять не стал.