Необходимость изучения психологии массового сознания и вопросов управления массами появилась сразу же, как только люди стали жить организованными и достаточно большими сообществами. Начнём с цитат.
Зелинский Сергей Алексеевич,
«Глубинная психология масс. Современные психотехнологии манипулирования»«Приёмы воздействия на массы начали изучаться с давних пор. Мыслители древности стремились понять психологию масс, дать определение роли массы по отношению к обществу. Реформатор IV в. до н.э. Солон, писал, что каждый отдельно взятый афинянин - хитрая лиса, но когда они вместе собираются на собрание, то представляют собой стадо баранов. Понятие массы рассматривали Геродот, Фукидид, Сократ. При этом Сократ считал, что большинство людей можно обучить. Платон же полагал, что большинство людей - это стадо, с которым не стоит общаться. Поэтому и искусство управления массой Платон трактует как умение усмирять такое стадо. Политик подобен пастуху и его собаке: они не должны причинять овцам зла и грубо с ними обращаться, но просто презирают их как низшие существа. Платон считал, что народ нельзя допускать к государственному управлению. Подобные функции должны лежать только на аристократии... Аристотель в целом разделял взгляды Платона, и полагал что люди, занимающиеся трудом, являются, как и рабы, придатком государства... Цицерон и Тацит считали массу отбросами общества, чернью, невежественными и глупыми... Макиавелли отличает народ, который в его понятии это массы, упорядоченные законом, от толпы (толпа в понимании Макиавелли - разнузданная чернь)».
Назаретян Акоп Погосович,
«Агрессивная толпа, массовая паника, слухи»«В толпе «человек опускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации» (Г. Лебон) и становится доступен для элементарных манипулятивных воздействий... В стихийном массовом поведении реализуются более примитивные механизмы и закономерности».
Зелинский С.А., «Глубинная психология масс. Современные психотехнологии манипулирования»
«Находящимися в толпе людьми начинает руководить воображение. Они возбуждены эмоциями, обладают предрасположенностью верить тому, что им говорят, они идентифицируют себя с персоной, которая избавляет их от одиночества, и поклоняются ей. Единственный язык, который они понимают, - это язык, минующий разум и обращенный к чувству. Человек-индивид и человек-масса - это две разные вещи. Разница между ними проста: индивида убеждают, а массе внушают».
Зелинский С.А., «Глубинная психология масс. Современные психотехнологии манипулирования»
«Более важной, по словам Райха (2004), представляется роль идентификации массовых индивидов с «фюрером». Чем беспомощней становится «массовый индивид» (благодаря своему воспитанию), тем отчетливей проступает его идентификация с фюрером и тем глубже детская потребность в защите прячется в чувстве его единства с фюрером. Эта склонность к идентификации составляет психологическую основу национального нарциссизма, т.е. уверенности отдельного человека в себе, которая ассоциируется с «величием нации». Индивид ощущает себя в фюрере, в авторитарном государстве. Благодаря такой идентификации он ощущает себя защитником «национального наследия» и «нации». ...Гитлер неоднократно подчеркивал, что говорить с массами необходимо на языке чувств и верований, а не разумных доводов, доказательств и знания».
Закончив нашу библиографию, попробуем поговорить о приёмах, средствах и способах превращения массы в толпу.
Первым, основным принципом формирования психологии и сознания толпы, направления её за фюрером, за беспрекословным лидером на уровне некоего божества, провозглашающего какую-либо идею, является утверждение, что идея эта не просто безусловно верна и верность её не подлежит какому-либо обсуждению, но и то также, что принявшие эту идею или соответствующие установленным ею параметрам, несравнимо выше тех, кто эту идею отвергает или ей не соответствует. Исходя из этого утверждения, рассмотрим здесь такие идеи и практики управления массами, как религия, большевизм, сталинизм, фашизм.
Например, что такое фашизм? Это «система политических идей, или реальная политическая практика, основанная на представлениях об интеллектуальном, моральном, историческом превосходстве одних рас или наций над другими». Основой фашистской идеи является утверждение, что одни люди имеют моральное право считать себя лучше других настолько, что они могут объявлять прочих недочеловеками и соответственно к ним так и относиться.
Посмотрим, как утверждение о безусловной верности идеи, о необходимости ей следовать и о разделении людей по принципу принятия или непринятия её, прописано, например, в религии.
Ветхий Завет, одна из 10-ти заповедей:
Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исход, 20:5-6)
Новый Завет:
Верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. (Евангелие от Иоанна, 11:25-26)
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. (Евангелие от Иоанна, 3:18)
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем, (Евангелие от Иоанна, 3:36)
Вот и всё! Не принявшие религиозную идею осуждены за это, на них гнев некоего Бога пребывает, который как раз таки и утверждается этой самой идеей. Как сказал бы Остап Бендер: конгениально! Идея сама себя объявляет единственно верной, а тех, кто её не принял - врагами рода человеческого и его «создателя». И это не иносказания какие-то насчёт осуждения за неверие и утверждения низшего статуса за не принявшими эту идею. Это вот именно и есть религиозная идея, её основная суть и практика.
Владимир Гундяев, глава РПЦ:
«Когда нам говорят, что неверующий человек может быть хорошим, мы соглашаемся с этим. Но неверующий человек может стать зверем, а верующий - никогда, если он сохраняет веру в Бога, потому что он верит в бессмертие, он понимает, что предстанет пред лицом Божиим, он осознаёт, что за порогом земной жизни - предстояние Богу и ответ за все дела. Верующий человек тоже может быть грешником, и лукавым, и лживым, и похотливым, и слабым, но у него есть некая грань, перейти которую, не разрушив внутри себя веру, он не может».
Ладно, Гундяеву по должности полагается лгать и лицемерить: неверующие - это, мол, звери потенциальные, и только тот, кто в его, Гундяева партию вступил, зверем не станет, а наоборот-таки - предстанет он пред лицом Божиим и будет ему бессмертие. Но ему вторят и те, кто за ним пошёл, принял религиозную идею себе на вооружение. Они той же практике следуют. Юрий Вяземский, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО в телепередаче на всю Россию объявляет: «Атеисты - это больные люди, их лечить надо». Где от неверия лечить? Видимо, в психушке, лоботомию им надо делать.
Степень экспансивности, агрессивности и жестокости религии и её адептов зависит от того, насколько сильна их позиция в обществе на данный, текущий момент. 20 лет назад российскими властями был взят курс на использование религии для управления массами. Результаты этого «духовного возрождения» позволяют теперь проводникам и последователям религиозной идеи, не стесняясь и не опасаясь каких-либо для себя последствий, публично декларировать взятые из неё такие тезисы и оценки, которые делят общество на две части, и объявляют не принявших религиозную идею частью наихудшей, больными, потенциальными зверьми. Что это, как не разжигание ненависти и розни в обществе? Это же уголовно-наказуемое деяние. Попы лезут в культуру (готовы, например, менять тексты классических литературных произведений, или обвиняют кинорежиссёра, объявляют его фильм лживым за то, что герой не показан в нём религиозным в той мере, которая, по их мнению, необходима для отображения «правды жизни»), лезут в установление для общества норм одежды (православный дресс-код, видите ли), в назначение и отмену праздников, объявляют радостным событием кончину человека, учёного, работавшего в области социологии, антропологии, философии, сексологии, и т.д. Насаждение религиозной идеи они объявляют «духовным возрождением».
Если же у поповства ещё больше власти - тогда наступает полный беспредел! «Суды» инквизиции и сжигание тех, кто врагом церкви объявлен, как это было в средние века в Европе. Или как в России была «православная инквизиция» во времена раскола: «по нашему указу таких злых людей и врагов Божиих велено во обрубех, обложивше соломою, жечь на смерть безо всякие пощады».
1000 лет назад, впопыхах, для укрепления княжеской «вертикали власти», насаждали с кровью немалой веру в заморского бога для своих людишек. Деревянных же идолов богов своих предков привязывали к конским хвостам, плетьми их стегали, волокли на берег и «вринуша в Днепр». А через шесть с половиной веков опомнились: не так молимся-то! В писаниях должно быть написано не Исус, а Иисус, должно быть не двуперстие, а трёхперстие, во время служб надо произносить «аллилуйя» не дважды, а трижды, обходить храм во время обрядов надо не по солнцу, а против солнца, вместо семи просфор служение должно быть на пяти, вместо земных поклонов, должны быть поясные. Ещё из обрядов и ритуалов что-то не так вроде бы делалось. Людишки уже привыкли, уже эти «традиции» заморские своими считают, забыли уж давно богов своих предков. А тут им опять с немалой кровью религию «модернизируют».
Тех, кто против навязанной Никоном «модернизации», лукаво и подло «раскольниками» объявляют со всеми вытекающими из этого последствиями - «жечь на смерть безо всякие пощады». И жгли этих «раскольников» во всех городах Руси. Ловили в лесах Сибири, и там жгли. За что жгли-то? За ритуалы и символы лишь? Вот, значит, что в религии главное, а не какие-то там «не убий». Вокруг храма в другую сторону надо ходить! Не так персты складывать! «Аллилуйя» трижды произносить! Сначала подлостью, кровью и жестокостью принудили к одной вере, к одним ритуалам, потом теми же способами принуждают иначе богу молиться, а кто не хочет, того - жечь. Это ли не фашизм в самом жестоком, подлом и в совершенно диком его виде?!. И вот это всё мы называем традициями, которые надо чтить, и которым мы должны следовать?!.
Так ведь и следуем! 1917-тый год - к власти приходят большевики. Одно из первых их начинаний - это низвержение прежних богов. Читаем хронику:
«Большевики, заняв станицу Мигулинскую, устроили в местной церкви «венчание священника с кобылой». К морде лошади, приведённой в церковь, подносили крест, как бы давая прикладываться. Гремел оркестр музыки. Священника и жену его заставили плясать. В конце концов, священника расстреляли».
Не напоминает ли это, как деревянного идола языческого бога Перуна 1000 лет назад, во времена крещения Руси, привязывали к конскому хвосту, двенадцать мужей его плетьми стегали, а потом в Днепр его? От прежних богов надо же не просто лишь отказываться. Нет, надо их унизить, оскорбить их пред толпой, вызвать её восторги и улюлюкание, чтобы вслед за этим дать толпе новых богов, заставить молиться этим новым богам, вбить этих богов в сознание, сделать фанатиками новой веры. Вот поэтому и «бесы» отучали от прежних богов теми же методами - мордой лошадиной в распятье.
(Небольшое отступление. Должен оговориться, что когда говорю о «бесах» и об их «бесовской» идее скорого построения коммунизма, вовсе-таки не коммунистическую идею имею в виду. Наоборот, именно её считаю лучшим из того, что люди могут найти для себя в качестве цели, к которой может и должна идти человеческая цивилизация в своём развитии, в своей эволюции. «Бесы» испоганили эту идею, извратили её смысл. Они свели её к обобществлению средств производства, объявив их достоянием всего народа. На самом же деле они лишь изменили форму собственности - с частной на государственно-чиновничью. Никакого построения коммунизма не было, если не считать построения «казарменного коммунизма». Для коммунистической идеи, как я её понимаю, главным должно являться изменение общественного сознания, общественной философии и морали. В том, будущем обществе, которое мы так и будем называть светлым будущим - от этого названия мне отказываться не хочется, будет считаться недопустимым использование каких-либо средств, методов, приёмов манипулирования сознанием масс. Это будет аморальным и преступным. Понятно, конечно, что это утопия, недостижимо такое общество. Но именно и только такая утопия может быть целью, ориентиром, направлением, в котором человечество должно развиваться. Если такую цель не ставить, а продолжать жить во взаимной лжи и в самообмане, ничего в этом не меняя и не пытаясь изменить, то имеется реальная угроза, что человеческая цивилизация или самоуничтожится, или деградирует, выродится. Человечеству необходима какая-то объединяющая его идея. Считаю, что это может быть только идея о спасении человеческой цивилизации. В основном, это касается вопросов спасения её от самой себя - экология, истощение природных ресурсов, мировая война и т.д. А также деградация и угасание её без принятия такой идеи, но продолжая держаться за лживые религии, от которых нужно уходить, как от идей, выполнивших свою роль (плохо или хорошо выполнивших - это теперь уже не очень важно, религиозные идеи неизбежно должны были появиться, они в своё время и появились). Если мы вовремя не откажемся от устаревших «духовных учений», человеческую цивилизацию ждёт судьба древнеегипетской цивилизации, цивилизации Майя или острова Пасхи. Они погибли, как делают вывод некоторые учёные, по причине подчинения вымышленным, ложным идеям, следования им веками и тысячелетиями, что для первых двух из них явилось причиной духовной усталости общества, духовной и социальной его деградации. Чтобы человеческой цивилизации не погибнуть, из арсеналов средств управления массами должны быть исключены заведомо лживые идеи.)
С момента октябрьского переворота прошло всего-то несколько месяцев, а у «бесов» уже и документ о воздвижении новых идолов готов. Из Википедии:
«Начало осуществления плана монументальной пропаганды было положено декретом СНК «О памятниках республики» (декрет утверждён 12 апреля 1918 г.). В числе установленных декретом мероприятий значилось снятие памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг», и выработка проектов памятников Российской социалистической революции. Первые памятники появились на улицах Москвы и Петрограда уже в первую годовщину Октябрьской революции. 7 ноября 1918 года в Москве был открыт памятник основоположникам научного коммунизма Марксу и Энгельсу».
Цитата из декрета: «Памятники должны быть поставлены на бульварах, скверах и т.п. во всех районах г. Москвы с высечениями, выписками или изречениями на постаментах или антуражах, чтобы памятники эти явились как бы уличными кафедрами, с которых в массы людей летели бы свежие слова, будирующие умы и сознание масс».
Ну, а дальше - больше. Вождь мирового пролетариата помирает - его мощи в раку помещаем, чтобы народ поклоняться к ним шёл. Себя «святейшими» называем - истинными марксистами-ленинцами. Истуканы и идолы новой веры на площадях ставим. Новые 10 заповедей пишем - «Моральный кодекс строителей коммунизма». И также утверждаем в заповедях этих верность идее, выделяем её последователей среди прочего человечества как носителей всего высшего и лучшего, и объявляем врагами тех, кто эту нашу веру новую не принимает:
1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
У большевиков один к одному всё как и в религии, как и в практике религиозной. «Бесы» полностью у попов всё скопировали. А война та с попами - это лишь устранение, притеснение конкурента в битве за души, за внедрение в массы своей идеи, за возможность вести паству за собой, по своим «пустыням». Потом-то между попами и «бесами» установилось «разделение территорий» как у «детей лейтенанта Шмидта» из «Золотого телёнка». И даже взаимная симпатия и любовь между ними была. Например, смерть Сталина повергла Московскую Патриархию в глубокую искреннюю скорбь. Патриарх Алексий направляет соболезнование в Совет Министров СССР:
«От лица Русской Православной Церкви и своего выражаю самое глубокое и искреннее соболезнование по случаю кончины незабвенного Иосифа Виссарионовича Сталина, великого строителя народного счастья. Кончина его является тяжёлым горем для нашего Отечества и всех народов, населяющих его. Его кончину с глубокой скорбью переживает вся Русская Православная Церковь, которая никогда не забудет его благожелательного отношения к нуждам церковным. Светлая память о нём будет неизгладимо жить в сердцах наших. С особым чувством непрестающей любви Церковь наша возглашает ему вечную память. 6 марта 1953 г. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси».
Только за два года Большого Террора, организованного «великим строителем народного счастья», было приговорено к высшей мере наказания более 680 тысяч человек. Почти 1000 расстрелов ежесуточно в течение двух лет! Защитники сталинизма эти обвинения отвергают, или какие-либо оправдания высказывают. Денис Драгунский сказал об этой их защите с горькой иронией: «Никаких репрессий не было! Их проводили враги! Они были необходимы!». Ничто их не пронимает - ни статистика с сотнями тысяч, ни конкретные трагедии для отдельных людей, как, например, семь почти лет лагеря и последующая потом ссылка всенародно любимого актёра Георгия Жжёнова, ни факт такой «правоприменительной практики», как арест ещё и членов семей репрессированных, ни существование АЛЖИРа - Акмолинского лагеря жён изменников родины, лагерь функционировал в 1938-1953 годах. Только в 42-м году было казнено около 50 женщин-заключённых. Всего же в СССР в 38-39 годах по приказу №00486 было арестовано и направлено в лагеря около 18000 ЧСИР (член семьи изменника Родины), у которых было изъято 25342 ребёнка. Были ещё подобные же лагеря - Темляковский, Джангижирский, Темниковский. В ноябре 1935 года Сталин провозглашает «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее», а уже в 37-38 годах аресту подверглось более 1,5 миллиона человек.
У меня в руках газета «Танкоград» челябинских большевиков, №10(338) за май 2011 года. В шапке, под названием газеты, подзаголовок: «Газета патриотов Южного Урала». Ну, как же?!. Именно - патриотов, людей, любящих Родину. Всё так и есть, в религиозном это стиле - объявить самих себя лучшими. Я, например, Родину люблю, но не патриот, однако, потому что не большевик. А вот если объявлю себя большевиком, тогда и к патриотам могу себя относить.
Здесь же, в шапке, лозунг: «Каждый, кто честен, встань с нами вместе». Ещё круче! Не стал ты вместе с ними в одну шеренгу, большевиком себя не объявил - значит, не честен ты, выходит, что - подлец. Насколько же родственны и схожи между собой по методам и приёмам подлым идея религиозная и идея «бесов»! Тот, кто такой лозунг для газеты утвердил, поступил нечестно. Осознаёт ли он это? Может, он глупость допустил? Ведь этот лозунг с его нечестностью вряд ли привлечёт человека, склонного к здоровому скептицизму. А может, в этом весь смысл и есть - отсеять скептиков размышляющих, а привлечь в свои ряды только тех, с кем можно говорить «на языке чувств и верований», как этому фюрер учил и талантливо воплощал это в практику «вождь всех народов». Честны, мол, мы! Все честные - только с нами! Кто не с нами - тот не честен! Язык чувств, жёсткая привязка к идее, к вере - всё, опять же, как в религии.
Читаю газету. На первой странице крупным шрифтом призывы: «СЛАВА СОВЕТСКОМУ НАРОДУ-ПОБЕДИТЕЛЮ! СЛАВА ГЕРОИЧЕСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ И ДОБЛЕСТНОМУ ВОЕННО-МОРСКОМУ ФЛОТУ! СЛАВА ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ, ВДОХНОВИТЕЛЮ И ОРГАНИЗАТОРУ НАШЕЙ ПОБЕДЫ! СЛАВА ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ ВООРУЖЁННЫМИ СИЛАМИ СССР, ГЕНЕРАЛИССИМУСУ ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ!». В общем: «Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя!». Читаю дальше. Половина одной из четырёх страниц отдана теме религиозной: «6 МАЯ - ПАМЯТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА».
Читаю ещё несколько номеров - везде религиозная тема в не меньшем объёме. Всё закономерно! Не могут не сойтись «бесы» с попами - уж очень много между ними общего. И никакая кровь, которая между ними была, этому не помешает. Попы с пониманием относятся к силовым и кровавым способам насаждения и утверждения идеи - это и их способы тоже, это обычная, «нормальная» практика лживых и подлых идей. Но уроки, похоже, извлекли и те, и другие. Поняли, что не враждовать им надо, удобнее им будет пасти паству вместе. Вспомним Платона - «пастух и собака для стада». Вот и Гундяев в сторону «бесов» экивок делает: «Тогда систему ценностей атеистическая идеология хотела переформатировать, но на мораль не посягала. Возьмите тот же «Кодекс строителя коммунизма» - он же был списан с Евангелия. Без Бога, но та же самая мораль». Это уж точно подмечено: им хоть плюй в глаза, скажут - Божия роса.
Лжецам во лжи объединиться проще -
с давних пор это известно.
Правдолюбцы же -
те, всё более, поодиночке.
Когда наши власти, активно способствующие клерикализации общества и его сознания, говорят о какой-то десталинизации, не верю я в их искренность. Какое-то здесь лукавство очередное. Нельзя бороться с ложью в чём-либо, продолжая лгать в другом, подобном же.
Футурологи обычно строят свои прогнозы, делая упор на технократическое направление, или определяют перспективы развития общества исходя из того, будут ли средства производства в частной или в государственной/общественной собственности, и т.д. Нормальное развитие общества, по моему мнению, невозможно без улучшения массового сознания, общественной философии и морали. А их улучшение возможно лишь если в обществе возобладает стремление к этому. И основным здесь являются усилия по исключению допустимости манипулирования сознанием масс из взаимоотношений между властью и обществом, из межобщественных отношений. Очередная утопия? Да, почти... Но не более это утопично, чем рассчитывать, что с помощью лжи можно построить светлое будущее.
Для народа, сознание которого лжецы и лицемеры могут в течение века дважды поменять запросто и в противоположные совсем стороны, который так легко превратить в толпу, довольно-таки вероятен абсолютно пессимистичный прогноз, диагноз, приговор. России навсегда быть полуевропейской полуазиатской страной третьего мира, заправочной станцией - пока природных ресурсов будет хватать. А потом - полный упадок, развал и сдача своих территорий самым простейшим, примитивнейшим образом. Опустевшие, запущенные земли будут заселять народы с более цельным и трезвым мировоззрением.