О сотворении мира

Apr 01, 2012 20:23

1. Творец и сотворение мира

Уважаемые верующие в какого-либо из богов, а также атеисты, или, например, агностики, то есть верящие в Высшую Силу, в Высший Замысел, а также абсолютные материалисты, могущие в такое поверить только при наличии на то доказательств. Хочу предложить вам некую фантазию о Боге, об этом Высшем Замысле, о том, как всё сущее создавалось и развивалось, и чем всё это может закончиться.

В отличие от Библии, где первая же строка звучит так: «В начале сотворил Бог небо и землю», начнём наш рассказ именно с Творца, с Создателя. Так-то ведь логичнее и правильнее будет, а не так, что Бог - да и всё. Каков он, что он такое, зачем творением этим занялся? Об этом в библии ничего не сказано.

Так кто он таков, этот Творец? Никаких конкретных данных о нём у нас нет, никто ничего о нём не знает. Но я ж предупреждал, что мы с вами будем фантазировать, будем предполагать и его существование, и факт творения им всего, что есть во Вселенной, так что придётся нам с вами домысливать что-либо, о чём мы сведений пока не имеем.

Знаете ли, не хочется мне представлять нашего Творца старцем и всезнающим мудрецом. Не очень-то похож этот большой мир, окружающий нас, на результат чёткого, во всём продуманного замысла. Как бы и наоборот совсем - хаоса очень много. Но и признать тоже надо, что чудесен во многом этот мир, сотворён с большой фантазией и размахом - все эти звёзды, звёздные системы, галактики, чёрные дыры, белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные карлики...

По причине такого разнообразия Творец видится мне юношей лет 18-ти, этаким любознательным экспериментатором... Стоп! Вот тут мы должны оговорить с вами некоторые понятия и пределы наших допущений и домысливаний. Это ведь нам просто удобнее представлять Творца в человеческом «образе и подобии», и мыслит он как бы нашими же категориями, то есть понятным нам образом. На самом же деле он может быть, например, в виде некоего электромагнитного поля, единого на всю Вселенную, и поле это настолько едино, что в нём нет понятия о каких-то скоростях передачи внутри него информации, её не надо никуда передавать, она и есть составная часть этого бесконечного по своим размерам поля.

Сложно, непривычно в сравнении, например, с библейским богом? Непривычно - это да, это так. Ну, а что бы вы хотели? Мы ведь о Творце всего сущего говорим, так неужели же он нам, простым смертным обязательно должен быть очевиден и понятен? Рассчитывать на это - это всё равно, что предполагать, что улитка, ползущая по листу, имеет представление о человеке, который на неё смотрит и которого она-то даже и не видит, что может она понять его чаяния, мысли, заботы. Если утверждать, что мы Творца понимаем и принимаем в привычном для нас виде, значит, это мы его «очеловечиваем», принижаем, примитивизируем его до уровня, который был бы для него оскорбительным. Вот уж точно получится по Вольтеру: «Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же». Или от братьев Гонкур афоризм: «Если Бог существует, то атеизм должен казаться ему меньшим оскорблением, чем религия». Все эти сказки, мифы библейские о богах, ангелах и прочее - это народное творчество.

В наших рассуждениях о Творце мы лишь условно будем говорить о нём как о человеке. Вот, например, так скажем, что жил он, жил, и интересно стало ему сотворить что-то такое, масштабное очень. «Жил» он, видимо, в полнейшей пустоте и темноте - не было же больше ничего кроме него. Или было что-то? Не знаем мы этого, не утверждаем ничего, а лишь предполагаем. И не 18-лет ему было, которые, понятно, мы назначаем ему в пересчёте на наш возраст. То есть, как, допустим, когда мы о собаке или кошке говорим, что вот её возраст соответствует нашему 60-летнему. У Творца нет, и не может быть вообще никакого возраста, он существует вне времени и вне пространства, в каком-то ином измерении, которое не может быть нам доступно. Ни юношей 18-летним он быть не может, ни старцем с бородой.

Итак, появилась у Творца мысль о творении чего-то. Творил ли он что-либо раньше, как к нему эта мысль пришла, и почему он именно Вселенную решил создать - сие нам не известно, и вряд ли мы об этом когда-либо сможем узнать. А вот о процессе творения у нас информация, похоже, начинает собираться. По ней получается вроде бы, что каким-то образом Творец устроил Большой Взрыв. Не исключено, правда, что теория Большого Взрыва будет пересмотрена, поскольку у учёных есть и другие гипотезы, объясняющие процесс создания Вселенной. Как Творец всё это сделал, что там взорвалось - всё это нам ещё предстоит узнать. Нам - это имеется в виду не обязательно сейчас живущим, а людям вообще, может, какие-то очень дальние наши потомки найдут разгадку.

Не надо только проблему для себя из этого делать, что мы о творении мало чего пока в деталях знаем. И не надо в качестве ответов на вопросы придумывать сказки и утверждать их за истину. Когда-то вот люди не знали и знать не могли, что земля имеет форму шара. Поэтому и придумали они сказки, что Луна, Солнце и звёзды на небесную твердь приделаны. А ещё, что библейский бог Яхве, приделавший звёзды на эту твердь небесную, сотворил всё сущее за шесть дней. Некоторые и по сию пору так считают и верность такой «гипотезы» отстаивают.

Но человек любопытен и любознателен, а некоторые человеки ещё и пытливы очень в познании окружающего их мира. И дошли они до понимания того, что Земля круглая, а Солнце, звёзды и Луна вокруг неё вращаются. Гипотеза геоцентрическая была ошибочной, но по причине недостатка научных знаний эта гипотеза не могла быть опровергнута какое-то время. Но дошёл человек в своих научных изысканиях и до того, что не вокруг Земли всё вертится, а что Солнце является центром нашей планетной системы, что Земля вокруг него по орбите кружит. Не без сопротивления со стороны попов - любителей библейских сказок, эта окончательная и верная гипотеза была, наконец, принята.

2. Обитаемые планеты

В наших рассуждениях об эволюции в познании мироустройства мы отвлеклись несколько от нашего рассказа. Так что же наш Творец? Мы оставили его на том, что решил он по каким-то своим, неизвестным для нас причинам Вселенную создать. И создал таки он её путём ли Большого Взрыва или другим каким способом - не так уж это пока для нас принципиально важно. Идут миллиарды лет, из космической пыли, которая после Взрыва по всему Космосу развеяна, начали галактики создаваться со своими звёздными системами. Интересно, видимо, Творцу за сим процессом наблюдать.

И вот уже в каких-то планетных системах появились планеты, на которых стало возможно образование органической жизни. Много ли таких планет во Вселенной - мы не знаем. Тоже, наверное, процесс этот Творцу для наблюдения интересен.

Где-то читал, что сторонники «рукотворного» создания мира говорят о невозможности образования живой клетки из мёртвой материи: клетка настолько сложна, что самопроизвольное какое-то её создание требует неисчислимого количества вариантов и попыток. Это, мол, всё равно, что если бы обезьяну посадить перед компьютером, и она, тыкая случайным образом пальцем в клавиши, сумела бы набрать без единой ошибки четыре тома «Войны и мира».

Насколько корректно такое сравнение по вопросу количества вариантов и вероятности такого события - не знаю. В дискуссию вступать не буду, поскольку компетентности у меня на это не хватит. Тут ведь какой момент интересный в споре есть? Говорят, что невозможно самопроизвольное создание живой клетки, так как невозможно себе представить, чтобы обезьяна смогла «Войну и мир» без единой ошибки на компьютере набрать. Попробуйте, мол, объясните, как это может такое быть. Не можете объяснить, значит, клетка создана искусственно. Материалисты-эволюционисты им отвечают, что процесс создания живой клетки из мёртвой материи понятен, мы его вам можем описать, а вот как вы можете описать искусственное создание клетки? Те в ответ: так Высшая Сила же...

И опять скажу: не принципиально это для нас, мы же договорились, что допускаем «рукотворное» создание, о Творце здесь говорим. Допустим, надоело ему ждать, пока живая клетка образуется, он взял и помог этому процессу. Как он это сделал? Не важно, сделал как-то... он же Творец, нам в его лабораторию не попасть.

Появились на планете одноклеточные организмы, затем организмы сложнее, потом рыбы, на берег они выползли, появилась сухопутная животность - звери, птицы, динозавры, птеродактили и прочее. Ожила планета, каких только тварей здесь нет. Одни листьями и травой питаются, другие на них охотятся. У каждого индивида инстинкт самосохранения работает, что позволяет ему, стае какой-либо и виду в целом выживать и существовать. Всё в гармонии, всё само по себе живёт.

Наш экспериментатор угомониться не может: а что если усложнить им жизнь? Например, астероид крупный на Землю направить? Или ось земную сместить? Устраивал он всевозможные катаклизмы, и гибло множество видов растительного и животного мира. Но другие приспосабливались и продолжали они «плодиться и размножаться».

3. Homo sapiens

Творец уже вне себя. Что же это такое?!.. Совокупляются себе в удовольствие в соответствии с основным инстинктом, который я же в них и заложил, а меня для них как бы и нет вовсе, и не знают они меня, и знать не хотят, и смерти своей не боятся, поскольку нет разума у них и не осмысливают они конечность своего существования. У них одна забота, вернее, две - выживать своим звериным способом в этом зверином мире и плодиться, чтобы потомство после себя оставить. Ну, звери ж, что с них взять!

Понятно теперь чего не хватает для проверки их на жизнеспособность и для того, чтобы они о Боге-Творце, наконец, задумались. А вот ну-ка дам я одному из видов возможность осознания своей смертности через способность к мышлению, посмотрим тогда, как эти «твари божии» начнут богов искать с надеждой на спасение в загробном мире и на помощь в мире этом.

Думал ли так Творец - мы этого, конечно, не знаем, лишь предполагать можем. Но если появление разума у потомков каких-то видов приматов - это его заслуга, значит, есть все основания считать, что именно так он примерно и думал. Ведь всё по его же и вышло - в первую очередь люди стали богов себе придумывать. А если, признавая, что вышло так, но отрицать такие его об этом соображения, тогда мы, выходит, отрицаем за ним способность к Божьему Промыслу - не думал, что так выйдет, но так вышло. Видимо, всё-таки, надеялся и желал он себе от них восхваления, чтобы в молитвах его славили, чтобы красивые и богатые Дома для Бога строили, в колокола звонили, чтобы ему «на небе» слышно было.

Так или иначе, но появились на нашей планете кроманьонцы и неандертальцы. Представители первого вида и есть наши далёкие предки. Так говорят учёные, у нас нет оснований не верить им в этом.

На этом моменте нашего рассказа мы расстанемся с Творцом. То есть в том смысле, что в дальнейшей нашей истории он участвовать не будет. Он, с учётом наших о нём допущений, сделал своё дело - создал всё сущее, дал человекам разум. Какое-либо дальнейшее его присутствие в нашей, человечьей жизни и истории как-то плохо представляется. Будем теперь сами разбираться с чисто своими, людскими проблемами, с тем, что мы за тысячи лет тут наворочали, и что предстоит разгребать и разрешивать нашим потомкам. Конечно, если смогут они прийти к необходимости этого, и хватит ли у них тямы со всем этим разобраться. Наворочали-то мы уж очень немало. Вот хотя бы с богами этими взять, ведь явно же перебор вышел:

«...Религий и конфессий очень много - десятки тысяч кто-то посчитал. Православные, католики, протестанты, лютеране, баптисты, адвентисты, методисты, пресвитериане, меннониты, кальвинисты, иеговисты, англикане, пятидесятники, мормоны, евангелисты... Далее: сунниты, ханафиты, шафииты, маликиты, ханбалиты, ваххабиты, шииты, ибадиты, друзы, исмаилиты, суфиты, хариджиты, алавиты, салафиты. Иудаизм, конечно. А ещё: буддизм и индуизм, брахманизм и даосизм... Несть этому числа. И бессчётное количество ещё всевозможных сект. Вот Вавилон-то где, что человеки из религий сотворили для себя - похуже это разделенье чем смешенье языков...»
Previous post Next post
Up