Основные данные яхты «Калан»:
Длина наибольшая, м 4,3
Длина по КВЛ, м 3,9
Ширина наибольшая, м 1,9
Высота надводного борта, м:
в носу 0,65
минимальная 0,49
Осадка по КВЛ, м 0,65
Водоизмещение при осадке по КВЛ, м³ 0,76
Вес порожнем, кг 400
Вес балласта, кг 180
Площадь парусности фактическая, м² 11,2
Подвесной мотор, л. с. 2-5
Максимальная вместимость, чел. 4
Я родился в СССР. Строительство маломерных судов как в Союзе, так и в соцлагере (в Польше, например) было популярным занятием. Я иногда покупал за один рубль журнал
Катера и Яхты и вникал в чертежи гребных и моторных лодок и парусных судов.
Лет двадцать назад вряд ли отнеслись бы серьезно к конструктору, который взялся построить яхту своими руками, длиной всего 4 метра, но с каютой, камбузом, двумя спальными местами, самоотливным кокпитом. Сразу же ему задали бы множество язвительных вопросов, например - о способности столь малого судна противостоять хотя бы свежему ветру, о его остойчивости, наконец, о самой возможности поместиться в каюте двум взрослым людям.
Сейчас, очевидно, таких вопросов будет меньше. Современные материалы и в первую очередь - стеклопластик - позволяют создавать мореходные, безопасные и достаточно комфортабельные яхты самых малых размерений. Вспомним, например, о переходе Вильяма Веритая в 1955 г. через Атлантический океан на яхточке длиной всего в 3,6 м. В 1968 г. другой замечательный американский яхтсмен Вильям Виллис пытался пересечь Атлантику на пластмассовом суденышке еще меньшей длины - 3,36 м; и хотя ветерану океанских плаваний не суждено было завершить свой замысел, его «Малютка» была найдена (всего в 360 милях от конечной цели путешествия) на плаву и в таком состоянии, что, откачав из нее воду, путешественник мог бы продолжить свой путь.
Разумеется, лодки Веритая и Виллиса были специально спроектированы для тяжелых трансокеанских переходов в одиночку: снабжены массивным фальшкилем, площадь парусности урезана до размеров «носового платка» (на яхте Веритая, например, было всего 10 м² парусов при 260-килограммовом фальшкиле), корпуса глухо запалублены. Но можно привести немало примеров серийной постройки достаточно мореходных мини-яхт длиной 4-5 м, широко используемых для семейных путешествий в прибрежных водах Франции, Англии и Японии. Десятки таких яхточек можно видеть на трейлерах за легковыми автомобилями, выбирающимися в предвыходные вечера - из Парижа или, скажем, Лиона к портовым городам Бискайского залива, Средиземного моря, Ла-Манша. Транспортабельность и невысокая стоимость делают мини-яхты весьма популярными среди западных яхтсменов, обладающих средним достатком. ©
увеличить 1 - перо руля δ = 20, склеить из фанеры или реек; 2 - румпель, дуб или ясень; 3 - тросовый погон гика-шкота, D = 4-5; 4 - гика-шкот, трос капроновый D = 8-10; 5 - гик, D = 60, L = 2650; 6 - крышка моторного рундука; 7 - стопор стаксель-шкота; 8 - рельс блока стаксель-шкота 2X18, L = 400; 9 - стаксель-шкот, трос капроновый D = 10 или хлопчатобумажный D = 12-22; 10 - вешалка для непромокаемой одежды; 11 - сдвижной люк; 12 - боковое стекло, 5X175X630, оргстекло; 13 - степс мачты; 14 - резиновый «оконный» профиль; 15 - лобовое гнутое стекло, 5X220X950; 16 - крышка форлюка; 17 - сетка для береговой одежды; 18 - швартовная утка L = 200, дуб; 19 - носовой релинг, согнуть из алюминиевой трубы 22X2; 20 - устройство для закрутки стакселя; 21 - форпик; 22 - отсек для якорной цепи; 23 - крышка цепного ящика; 24 - полка; 25 - отсеки для провизии в водонепроницаемой упаковке (или пенопласт); 25 - матрас; 27 - съемный трап; 28 - рундучки под койками (для хранения обуви и т. п.); 29 - полка с гнездами для стаканов и бутылок; 30 - плитка; 31 - полка для посуды; 32 - водонепроницаемая крышка в отсек 33; 33 - воздушный отсек объемом 110 дм³; 34 - канистра-бензобак для подвесного мотора; 35 - рундук для подвесного мотора; 36 - кронштейн подвесного мотора; 37 - деревянные планки-протекторы, наклеенные на дно кокпита; 6X60, дуб или ясень; 33 - крышка в парусный рундук; 39 - спинка койки, откидная, крепится на рояльной петле; 40 - щиток сплошной; 41 - щиток-жалюзи.
Пластмассовая мини-яхта «Калан». Как построить? Описание сборки (vodnyimir.ru)