Вчера, на одной из моих антисталинских страниц почти полуторамесячной давности, оставил комментарий настоящий эмпат. Копирую этот комментарий полностью:
Не всё так однолинейно. Много у нас людей с выработанным столетиями "инстинктом государя", который в совковых и постсовковых массах принимает именно форму сталинизма. Однако есть другая область - область повседневных практических отношений с окружающими. А здесь особой корреляции между политическими симпатиями и эмпатией к ближнему нет. Встречал я и "отвлеченных сталинистов", вполне способных посочувствовать чужой беде и даже оказать действенную помощь, и либералов, которым абсолютно насрать на чужие проблемы. Опять же, если кто-то в наше время заявляет о своей любви к Сталину, то это не значит, что он РЕАЛЬНО готов расстреливать своих друзей и родственников (да даже и просто кого-либо) и служить следователем НКВД. К террору 30-х ведь целый комплекс причин привел, а не сам по себе Сталин, который был чудовищным ПОРОЖДЕНИЕМ эпохи, но не ее демиургом. Начать нужно с Первой мировой, когда появилось целое поколение людей, приученных УБИВАТЬ, а значит, эмпатия в них была изрядно заглушена обстоятельствами. Затем оголтелая пропаганда классовой ненависти со стороны большевиков и как следствие - Гражданская. И т.д. и т.п. Эмпатия, как и всё остальное, это не константа, а во многом зависит от обстоятельств. Это чувство воспитуемое или заглушаемое. Людей научили видеть потенциального врага в каждом встречном и выживать самому за счет кого-то. Писал же С. Довлатов: "Сталин-то Сталин, но куда девать 4 миллиона доносов?"
Это вы очень хорошо всё сформулировали. Позволю себе ответить цитатой. Некий автор, определяет 7 лучших качеств человека. Из них седьмое - эмпатия является обязательным.
«Р» - «...первым и притом основополагающим признаком такого человека является нацеленность на развитие, на самосовершенствование, то есть осознание цели своей жизни, стремление к Расцвету. Это качество может проявляться в служении некой миссии или просто в увлеченности своей профессией - при условии, что ты ею хорошо владеешь и желаешь добиться в ней максимального совершенства. Не так редко можно встретить людей, подчас очень простых и даже малограмотных (столяр, сапожник, садовник), которые держатся с достоинством, знают себе цену уже потому только, что хорошо владеют своим ремеслом и постоянно в нем совершенствуются...».
«С» - «...развитым самоуважением. Это чувство сильнее животных инстинктов, в том числе инстинкта самосохранения, и основывается на признании того факта, что на свете есть вещи более существенные, чем выживание...».
«О» - «...чувство ответственности за свои поступки. Оно базируется не на стыде (то есть страхе жалко выглядеть в глазах окружающих), а на самоуважении (то есть страхе оказаться жалким в собственных глазах), поэтому действия аристонома не зависят от присутствия или отсутствия свидетелей...».
«В» - «...умение владеть собой, способность к самоконтролю. Аристотель считал умеренность и сдержанность (то есть, собственно, способность к самоконтролю) главным элементом арете в личности. В самом деле, невозможно представить аристономичного человека, который заламывает руки, устраивает истерики или трясется от ужаса. Аристоном, конечно, может испытывать страх, сильное волнение и т. п., но не должен давать волю подобной слабости даже наедине с собой - опять-таки, чтобы не потерять самоуважения...».
«М» - «...стойкость перед лицом испытаний. Аристоном отказывается капитулировать перед обстоятельствами или врагами, даже если те гораздо сильнее. Я бы использовал термин «мужество», но в русском языке он звучит некорректно, как бы причисляя стойкость к характеристикам, типичным для мужского пола. На самом деле, как я могу судить по своему жизненному опыту, женщины перед лицом испытаний сплошь и рядом ведут себя «мужественней» так называемого сильного пола, ибо женская натура, как правило, цельнее мужской и в ней сильнее развит альтруизм, что обусловлено даже и биологией.вне всякого сомнения...».
«У» - «...уважение к окружающим. Кант прекрасно сформулировал смысл этого принципа: нельзя относиться к окружающим как к средствам для достижения твоей цели. Всякий человек - автономная вселенная, уже поэтому он достоин уважения и интереса. Совершенно нормально осуждать плохие поступки, противостоять им даже похвально. Но никого нельзя унижать и растаптывать. Аристоном твердо знает, что нет людей высокого и низкого сорта; тот, кто ниже тебя в чем-то одном, вполне может оказаться выше в чем-то другом...».
«Э» - «...Аристоном не может оставаться равнодушным или бездеятельным, когда рядом кто-то остро нуждается в помощи. Эта способность к активному состраданию у аристономического человека сочетается с великодушием по отношению к побежденному противнику, как бы виноват и как бы гадок тот ни был. Аристоном не бывает жестоким или мстительным. В современной психологии весь этот комплекс качеств получил название «эмпатия»...».
Нет, конечно. Вы, может, удивитесь: Акунин-Чхартишвили. Мне его творчество не нравилось, читал только "Азазель" и "Ф.М.". А сейчас читаю его последнюю, видимо, вещь - "Аристономия", совсем другое дело.
А, ну-ну. Я его детективы почти все перечитал, а вот этой книги не читал, теперь может прочту. Хотя не удивительно. Главные герои в романах Акунина обычно наделяются как раз этими чертами.
Опять же, если кто-то в наше время заявляет о своей любви к Сталину, то это не значит, что он РЕАЛЬНО готов расстреливать своих друзей и родственников (да даже и просто кого-либо) и служить следователем НКВД. К террору 30-х ведь целый комплекс причин привел, а не сам по себе Сталин, который был чудовищным ПОРОЖДЕНИЕМ эпохи, но не ее демиургом. Начать нужно с Первой мировой, когда появилось целое поколение людей, приученных УБИВАТЬ, а значит, эмпатия в них была изрядно заглушена обстоятельствами. Затем оголтелая пропаганда классовой ненависти со стороны большевиков и как следствие - Гражданская. И т.д. и т.п. Эмпатия, как и всё остальное, это не константа, а во многом зависит от обстоятельств. Это чувство воспитуемое или заглушаемое. Людей научили видеть потенциального врага в каждом встречном и выживать самому за счет кого-то. Писал же С. Довлатов: "Сталин-то Сталин, но куда девать 4 миллиона доносов?"
Reply
Позволю себе ответить цитатой.
Некий автор, определяет 7 лучших качеств человека.
Из них седьмое - эмпатия является обязательным.
«Р» - «...первым и притом основополагающим признаком такого человека является нацеленность на развитие, на самосовершенствование, то есть осознание цели своей жизни, стремление к Расцвету. Это качество может проявляться в служении некой миссии или просто в увлеченности своей профессией - при условии, что ты ею хорошо владеешь и желаешь добиться в ней максимального совершенства. Не так редко можно встретить людей, подчас очень простых и даже малограмотных (столяр, сапожник, садовник), которые держатся с достоинством, знают себе цену уже потому только, что хорошо владеют своим ремеслом и постоянно в нем совершенствуются...».
«С» - «...развитым самоуважением. Это чувство сильнее животных инстинктов, в том числе инстинкта самосохранения, и основывается на признании того факта, что на свете есть вещи более существенные, чем выживание...».
«О» - «...чувство ответственности за свои поступки. Оно базируется не на стыде (то есть страхе жалко выглядеть в глазах окружающих), а на самоуважении (то есть страхе оказаться жалким в собственных глазах), поэтому действия аристонома не зависят от присутствия или отсутствия свидетелей...».
«В» - «...умение владеть собой, способность к самоконтролю. Аристотель считал умеренность и сдержанность (то есть, собственно, способность к самоконтролю) главным элементом арете в личности. В самом деле, невозможно представить аристономичного человека, который заламывает руки, устраивает истерики или трясется от ужаса. Аристоном, конечно, может испытывать страх, сильное волнение и т. п., но не должен давать волю подобной слабости даже наедине с собой - опять-таки, чтобы не потерять самоуважения...».
«М» - «...стойкость перед лицом испытаний. Аристоном отказывается капитулировать перед обстоятельствами или врагами, даже если те гораздо сильнее. Я бы использовал термин «мужество», но в русском языке он звучит некорректно, как бы причисляя стойкость к характеристикам, типичным для мужского пола. На самом деле, как я могу судить по своему жизненному опыту, женщины перед лицом испытаний сплошь и рядом ведут себя «мужественней» так называемого сильного пола, ибо женская натура, как правило, цельнее мужской и в ней сильнее развит альтруизм, что обусловлено даже и биологией.вне всякого сомнения...».
«У» - «...уважение к окружающим. Кант прекрасно сформулировал смысл этого принципа: нельзя относиться к окружающим как к средствам для достижения твоей цели. Всякий человек - автономная вселенная, уже поэтому он достоин уважения и интереса. Совершенно нормально осуждать плохие поступки, противостоять им даже похвально. Но никого нельзя унижать и растаптывать. Аристоном твердо знает, что нет людей высокого и низкого сорта; тот, кто ниже тебя в чем-то одном, вполне может оказаться выше в чем-то другом...».
«Э» - «...Аристоном не может оставаться равнодушным или бездеятельным, когда рядом кто-то остро нуждается в помощи. Эта способность к активному состраданию у аристономического человека сочетается с великодушием по отношению к побежденному противнику, как бы виноват и как бы гадок тот ни был. Аристоном не бывает жестоким или мстительным. В современной психологии весь этот комплекс качеств получил название «эмпатия»...».
Reply
Reply
Вы, может, удивитесь: Акунин-Чхартишвили.
Мне его творчество не нравилось, читал только "Азазель" и "Ф.М.".
А сейчас читаю его последнюю, видимо, вещь - "Аристономия", совсем другое дело.
Reply
Reply
А в "Аристономии" у него много именно философии, причём на доступном уровне понимания.
И ещё.
У него же любимый писатель - Достоевский.
Так вот тут Акунин немного под "Бесов" стилизовал.
Reply
Leave a comment