Кемерово: недокошмарили или перекошмарили

Apr 07, 2018 00:11


      Воскресная трагедия 25.03.2018. в Кемерово, сопоставимая с одесской, только без всяких террористов и радикалов, опять унесла десятки жизней, причём, что самое ужасное, в большинстве своём, детских. Трагедия очередная и, видимо, не последняя, сопровождаемом традиционным сценарием  - цветами, свечами, соболезнованиями, трауром, обещаниями тотальных проверок пожарной безопасности в торговых центрах и клятвенными заверениями президента в наказания виновных. Но ведь всё это уже было - и после "Хромой лошади", и после сгоревшего самарского УВД, и после казанского "Адмирала" и других катастроф с человеческими жертвами. Как-то этот печальный ритуал становится привычным для общества, исключая, конечно, родных и близких. Пусть они простят меня за эти вынужденные сравнения. Просто горькая реальность такова, что она где-то ещё может повториться.. Помнится такой итальянский фильм был "Следствие закончено, забудьте"… Так вот, пока раны не затянулись и память свежа, я хочу попытаться найти ответ на мучающий всех вопрос - как это всё могло случиться? Может, теперь услышат то, о чём обычно умалчивают.
     И здесь приходится отойти от эмоций и обратиться к сухим и скучным цифрам и фактам, о которых не пишут СМИ.
В  понедельник, 26 марта, бывший санитарный врач России, Геннадий Онищенко на дневной передаче "60 минут", выразив искренние соболезнования родным и близким погибших, произнёс загадочную фразу: "Я бы очень хотел, чтобы здесь сейчас стоял господин Абызов". Я не поленился покопаться в инете и нашёл, что МИХАИЛ АБЫЗОВ - глава правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций, министр по делам «Открытого правительства». который усиленно добивался сокращения проверок для бизнеса и который убедил Медведева "не кошмарить бизнес". Телезрители, наверное, не раз слышали от премьера эту формулировку в эфире. И такие постановления Правительством были приняты. Я как-то недавно обратился в Роспотребнадзор с жалобой на действия обслуживающей компании и услышал в ответ: "Нам теперь запретили проверки". У меня и раньше закрадывались сомнения, как это можно оставить бизнес без контроля и проверок. Нет, проверять, конечно,  нужно обязательно, но так, чтобы не мешать.  Ну, так вот, продолжу. Здесь, конечно, всем понятно, что проверки - палка о двух концах и всё хорошо в меру. С одной стороны, если не контролировать бизнес, начнётся анархия, а, с другой стороны, можно довести бизнес до разорения, а то и до тюрьмы. Как признавался один проверяющий, недостатки можно найти у любого, поэтому им спускают план по штрафам. да я и сам читал в каком-то году, что контрольным и надзорным службам установили годовой план сбора штрафов на  90 млн руб. Вот и крутись. И здесь приходится искать золотую серединку между двумя крайностями, так сказать, компромисс, причём, не только между проверяющим и проверяемым, но и между ведомствами. Не секрет, что выполнить все требования безопасности и экологии можно, если только закроешь производство или бизнес. Вы спросите, какое отношение всё это имеет к трагедии. Сейчас расскажу, откуда корни растут.
      В конце декабря 2002г. перед Новым годом, Госдума приняла роковой закон 184-ФЗ "О техническом регулировании", которым отменялись ГОСТы, точнее, обязательное выполнение их становилось делом добровольным. А вместо ГОСТов планировалось разработать технические регламенты, на что отводилось 7 лет! Производителям разрешалось самим разрабатывать и утверждать Технические условия (ТУ), по сути - стандарты. А Технические регламенты разрешалось разрабатывать тоже любому лицу, но утверждать их доверялось только Думе. Когда я прочитал в АиФ этот абсурд с комментарием соавтора закона  А.В.Данилова-Данильяна о реформе технического регулирования и грядущей свободе бизнеса, то схватился за голову и написал в АиФ, что эта свобода будет похлеще отмены ПДД (правил дорожного движения), когда на дорогах при действующих ПДД гибнет до 20 тыс. человек в год! Помимо меня, многие специалисты, академики писали обращения в Правительство и Думу, предупреждая, что этот закон приведёт к катастрофам с многочисленными жертвами (Промведомости, АиФ). В 2006г. премьер М.Фрадков признал: "Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов, и нам предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности. К 2010 г., когда будут разработаны какие-то технические регламенты, наши конкуренты со своими стандартами будут на Луне". Увы, не разобрались, не прислушались!. И сейчас, принимая постановление об ограничении проверок бизнеса, мы рискуем оказаться в аварийной зоне с новыми жертвами.
        И что в итоге? Вот что писали "Промведомости" (№7, 2008): " Ничем не обоснованная замена прежней нормативно-технической базы страны, насчитывавшей около 170 000 документов, на не определённое до сих пор количество необходимых технических регламентов, потребует громадных финансовых затрат и отвлекает Госдуму и правительство страны от решения насущных задач. За пять лет после принятия закона было потрачено свыше 800 млн. рублей на псевдореформу технического регулирования и ничего почти не сделано. За эти деньги уже давно можно было обновить стандарты и другие нормативные документы, согласовав их с международными с учётом национальных интересов страны. Но отменить порочный закон не решаются (см. «Распиливание бюджетных средств по Закону «О техническом регулировании». - «Промышленные ведомости» № 6, июнь 2008 г.). "
       Вы когда-нибудь слышали, чтобы американский конгресс или немецкий бундестаг рассматривал и утверждал технические документы? Я - нет.
      Не буду дальше углубляться, желающие могут посмотреть в "Промведомостях" обширный цикл статей, посвящённый этой теме. Пойдём дальше. Финал уже близок.
       Как бы там ни было, летом 2008г. был принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», основанный на СНиП 21-01-97,который определял основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие принципы обеспечения пожарной безопасности. Цель этого технического регламента - защита жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Закон устанавливал общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. (Wikipedia)/
Теперь самое главное.
         "Введение настоящего закона имело значительные административно-технические последствия для собственников объектов защиты - зданий и сооружений. Регламентом впервые вводился вместо обязательного порядка  новый принцип обеспечения пожарной безопасности в РФ - ДОБРОВОЛЬНОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ пожарной безопасности. Этим подходом основной объём ответственности в рамках обеспечения пожарной безопасности на объектах защиты переносился на их собственников. Собственники должны самостоятельно определить, какие нормативные требования необходимо выполнить на конкретном объекте для обеспечения его пожарной безопасности. Для этого установлена специальная форма - Декларация пожарной безопасности.
       Декларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.
То есть, теперь собственник мог не согласовывать свои бизнес-проекты с МЧС, а просто от себя гарантировать обеспечение требований пожарной безопасности, поскольку оно стало ДОБРОВОЛЬНЫМ. Именно поэтому в Кемерове, скорее всего, истинных виновников не будет. Ад.вокаты позаботятся.. Мелочь какую-то, стрелочников, накажут, а погибших "спишут" на несчастный случай.
      А ведь, если заглянуть в этот регламент и посмотреть требования пожарной безопасности к помещениям и зданиям, то даже непосвящённому человеку станет ясно, что здание ТЦ "Зимняя вишня" и близко не годится для массовых мероприятий.
        Тем временем, понимая, что требования пожарной безопасности не могут быть пущены на добровольный самотёк, обеспокоенные региональные службы пожарного надзора шлют в МЧС России запросы о статусе привычного СНиП 21-01-97, и МЧС в 1915г. рассылает по регионам разъяснения - письмом МЧС России №19-2-11-3075 от 27.07.2015. о том, что данный СНиП является обязательным для применения, согласно положениям ч.4 ст.4 и ч.1 ст.151 "Техничеспого регламента о требованиях пожарной безопасности". (http://www.normacs.info/discussions/2086). И далее разъясняет : "Учитывая изложенное, должностные лица федерального государственного надзора при проведении государственного контроля (надзора) за выполнением требований пожарной безопасности на объектах защиты, применяют требования (нормы), содержащиеся в СНиПах СССР, в силу положений ч.4 ст.4 и ч.1 ст.151 "Технического регламента"".
       То есть, сколько ни выдумывай. ни изощряйся в модернизации, а лучше советских нормативов ничего не придумаешь! А то ведь некоторые губернаторы давят на подчинённых архитекторов и проектантов, - что вы, мол, цепляетесь за старые нормы, пора их забыть и выкинуть на помойку, 21-й век на дворе.
      Но всё это уже не относится к кемеровскому ТЦ - он уже построен и принят. И ждёт своего часа….

Previous post Next post
Up