Аудиторы: "Энергомаш" слишком дешево продавал свои двигатели самому себе

Dec 06, 2012 22:25

Глава Роскосмоса Владимир Поповкин распорядился провести внеплановую проверку НПО "Энергомаш" - крупнейшего производителя жидкостных ракетных двигателей в стране. Точнее, не он распорядился, а, по его словам, правительство это сделало, он только вышел с таким предложением туда. Битва за контроль над деньгами РКК "Энергии" разгорается.
По словам Поповкина,  от работников самого предприятия в правительство поступила информация о том, что управляющая «Энергомашем» компания - РКК «Энергия» - манипулирует ценами на двигатели для ракет-носителей «Зенит», используемых в проекте «Морской старт». Речь идет о двигателях РД-171М, поставляемых по цене 2010 года в 10,6 млн. долларов за штуку. По этой цене должны быть поставлены первые 5 штук, а в дальнейшем цена установлена на уровне 11,5 млн. долларов. Возмущение "работников самого предприятия" вызвал тот факт, что Роскосмос в рамках Федеральной космической программы покупает двигатели по другой цене 2010 года - 16,6 млн. долларов.
При этом "Энергомаш" продает "дешевые" двигатели на Украину - в днепропетровское ПО «Южный машиностроительный завод». Там их ставят на ракету-носитель  «Зенит-3SL» - это модификация специально для "Морского старта". И эти носители затем покупает компания Energia Overseas Limited, которая распоряжается плавучим космодромом и осуществляет коммерческие запуски ракет "Зенит" из экваториальной океанской зоны. Однако Energia Overseas Limited является дочерней компанией РКК "Энергия". И соответственно "Энергии" принадлежит 95% акций "Морского старта". Естественно, корпорация заинтересована в конкурентоспособности своих услуг по запуску спутников. И здесь решающий фактор - цена старта. Поставить самим себе двигатель на 5-6 миллионов дороже, это с учетом процентов на рентабельность "Южмаша" и всяких пошлин-НДС - удорожание ракеты дополнительно на все 10 миллионов долларов. Гораздо выгоднее предложить запуск морского "Зенита" на несколько миллионов дешевле, чем с наземного космодрома, да еще и выводимую на орбиту нагрузку увеличить на 500 кг. И заработать на этом те самые деньги, что "недобрали" на продаже двигателя. Всего заказано десять ракет-носителей для "Морского старта".
Что будет теперь? "Морской старт", который в свое время поддержало правительство из соображений не только престижа, но и какой-то стратегической целесообразности, однозначно будет убит. Во-первых, после таких разборок и следствий-судов придется продавать двигатели для "Морского старта" по цене, делающей дальнейшее приобретение модификации "Зенита" невыгодной. А, во-вторых, заказов на старты все равно уже не будет. И не только из-за резкого роста стоимости запуска. За рубежом ведь получают информацию из России и анализируют. И скандалов не любят, особенно с непредсказуемыми послествиями. Если тут коррупция, воровство и драка за бабло, от вас, ребята, надо держаться подальше. Так что выпуск двигателей РД-171М обязательно сократится. А "Морской старт" окончательно сдохнет, принеся дополнительные миллиардные убытки РКК "Энергия".
Орбрадуются ди такому исходу "работники предприятия", организовавшие такой погром? А существуют ли вообще такие тупые и нелояльные работники? Вряд ли. Письмо накатали БЫВШИЕ РУКОВОДИТЕЛИ предприятия, которые продавали в США двигатели РД-180 для американских ракет-носителй "Атлас-5" вообще за половину стоимости их производства. Не напрямую, а через фирму-посредника, которая имела грандиозную маржу и, наверняка, щедро отливала в офшоры оговоренные доли. Поэтому "Энергомаш" оказался на грани банкротства. Ситуацию раскрыла в 2010 году Счетная палата. И никаких уголовных дел, никакой шумихи про разворованные миллиарды. Сейчас эти энергичные люди, видимо, столковались с Поповкиным и намерены вообще вывести "Энергомаш" из-под РКК "Энергия". Что грозит развалом предприятия, ведь РКК заберет свои заказы вместе с документацией и передаст другим.
Вся нынешняя история с ценами на двигатели для "Зенитов" описана в отчете аудиторской фирмы "Баланс. ЛТД" к собранию акционеров НПО «Энергомаш» в марте 2011 года: «В ноябре 2010 года Владимир Солнцев без согласования с советом директоров подписывает соглашение о возобновлении контракта по поставке двигателей РД-171М по цене 10,686 млн долларов, что в экономических условиях 2010 года ниже себестоимости его изготовления... В результате данной сделки общество недополучит за три года почти 52 млн долларов». Во всех сообщениях СМИ фигурирует эта цитата, целиком взятая из отчета. Отсюда же и рассуждения о "в ценах 2010 года". Спрашивается, зачем ждали полтора года? Да Поповкин в марте 2011 года еще только начинал разминать кресло главы Роскосмоса. Только летом начал разнюхивать, где у него в ведомстве денежка водится, куда бюджетное финансирование идет. Кого бы подмять по этому поводу.
Упомянутый в отчете Владимир Солнцев - сегодняшний исполнительный директор НПО "Энергомаш", назначенный на эту должность Виталием Лопотой 5 октября 2010 года.
Про него в отчете аудитора за 2010 год еще сказано:  
Среди других сделок, наносящих потенциальный ущерб компании, закупка хладона 113. При наличии избыточных запасов данного химиката на весь 2011 г. (67 т) в декабре 2010 года Солнцев поручил закупить еще 120 т этого продукта, создав таким образом запас на три года, с оплатой 40 млн руб. в декабре 2010 года и по 30 млн. в январе и марте 2011 года. Поставки хладона 113 при этом запланированы с мая этого года. «Таким образом, общество создало прецедент, заключив соглашение на поставку избыточного количества продукта на условиях предоплаты».
Тогда руководство НПО "Энергомаш" раскололось. Одни считали, что аудитор не прав. Другие - что Солнцев превращает НПО в придаток "Морского старта", намерен ликвидировать конструкторское бюро и распродать активы. С тех пор лишнего сора из избы на всеобщее обозрение не выносили, но "Энергомаш" прибыль имеет и производство наращивает.
Что касается прежнего директора г-на Пахомова, то аудиторы счетной палаты нашли в его деятельности море нарушений. Например,
из 2,5 млрд рублей, которые государство выделило на модернизацию НПО, целевым образом не было потрачено ни копейки. Аудитор СП Сергей Рябухин заявил, что представители государства в "Энергомаше" игнорировали требования и директивы о необходимости модернизации предприятия. При том, что 80% акционерного капитала ОАО «НПО «Энергомаш» принадлежало государству в лице Роисмущества (сейчас - 85%), руководила им управляющая компания, владевшая 20% пакета акций. И этот пакет периодически менял хозяев. Видимо, как огребут пару миллиардов, так сбывают с рук, чтобы самим затеряться. Или по подставным владельцам следы путали. Только после скандала с продажей двигателей в США за половину себестоимости государство взяло в свои руки управление компанией. И она вошла в состав РКК "Энергия". Сейчас Поповкин с прежним начальством, по которому тюрьма плачет, хочет все отыграть обратно. Вернуть в состояние, когда можно безнаказанно красть и пилить. Кстати, уходя, прежние боссы выписали себе "золотые парашюты" в 100 окладов каждому. При этом они постоянно выписывали себе неслабые премии и бонусы. И даже сдавали в аренду предприятию собственные машины, на которых ездили, получая за это 5 миллионов рублей в год. Эти цифры приводил аудитор СП Сергей Рябухин.
Кстати, по данным СП, только в 2008-2009 году убыток от продажи двигателей РД-180 в США составил около 880 млн рублей, или почти 68% всех убытков Энергомаша.
С 2010 года, когда НПО "Энергомаш" было передано в управление РКК "Энергии", выручка предприятия выросла с 2,8 млрд рублей до примерно 8 млрд рублей по состоянию на 2012 год, а чистый убыток в размере 600 млн рублей в 2010 году превратился в 100 млн рублей прибыли по состоянию на 2012 год.
РКК "Энергия" отбивается от наезда Владимира Поповкина. Официально ответила, что безосновательное назначение проверяющей комиссии на успешно работающее предприятие без согласия совета директоров есть нарушение закона.
Но Урличич тоже такие письма писал. Так ему рот прямо из Кремля затыкали. И Рогозин запретил выносить на общее обозрение подобные "конфликты". Еще бы, ведь даже такая жалкая видимость гражданского контроля через обсуждение в прессе морально убьет и Поповкина и его крышующих. А Рогозин явно скооперировался с главой Роскосмоса. Не зря же он заявил еще 26 ноября агентству "Прайм": "Нужно оперативно решить накопившиеся проблемы по ряду акционерных обществ, проведя внеочередные собрания акционеров, и внести изменения в советы директоров РКК «Энергия», НПО «Энергомаш», Московского института теплотехники, ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва» и ГРЦ имени академика В.П. Макеева".
Расшифровываю: РКК "Энергия" получает до 40% всего бюджета Роскосмоса. Но доля Росимущества в его капитале чуть больше 38%. Трудо будет подмять и распоряжаться. Зато в НПО "Энергомаш" доля 85%. Его легко отнять у РКК. Надо только обвинить в злоупотреблениях и хищениях и, естественно, в государственных интересах забрать под прямое управление. И все деньги пускать через управляющую компанию, где станет оседать большая их часть. Через нее же заключать все контракты.
"ИСС им. Решетнёва" - основной изготовитель космических аппаратов. Тоже миллиарды получает. Тоже надо подмять. А МИТ и ГРЦ им. Макеева - единственные разработчики баллистических межконтинентальных ракет - "Тополь", "Булава", "Синева", "Лайнер" и пр. Тоже бюджет не хилый имеют. Поменять начальство, перераспределить потоки бабла, а там хоть "Тополь" не расти и "Лайнер" не лети.
Эх, ну почему все мои плохие пророчества сбываются?
Вот и ракетную отрасль скоро загубят хапуги. Останемся мы и без космоса, и без ядерного щита...

Морской старт, Поповкин, НПО "Энергомаш", Рогозин, Солнцев, Лопота, Зенит-3SL, РКК "Энергия", РД-141М

Previous post Next post
Up