Слесарь был пьян и запуск не удался? Слишком просто...

Dec 03, 2012 01:37


Есть один интересный момент, который стоит рассмотреть подробнее. Это перенос старта космического аппарата «Глонасс-К2» на три месяца. За основу беру публикацию в «Известиях» 30 ноября 2012 года.

«Глонасс» в этом году больше не запустят

Иван Чеберко

По информации «Известий», госкомиссия отложила запуск навигационного аппарата на 2013 год из-за выявленных на испытаниях дефектов «Фрегата»

28 ноября на заседании государственной комиссии по подготовке к запуску космического аппарата «Глонасс-К2», намеченному на 25-27 декабря этого года, было принято решение отложить старт на следующий год, ориентировочно на февраль или март. Причиной переноса стали проблемы с разгонным блоком «Фрегат», изготовленным в химкинском НПО имени Лавочкина.

Проблемы были выявлены уже при испытаниях аппарата на космодроме в Плесецке. У доставленного из Химок изделия были перепутаны кабели в системе контроля расходования топлива, также были обнаружены и другие неисправности, сообщил «Известиям» информированный источник в Роскосмосе.

- В процессе подготовки был выявлен ряд производственных дефектов, которые были устранены, - пояснил «Известиям» генеральный директор НПО имени Лавочкина Виктор Хартов. - Испытания проводятся специально для того, чтобы понять - не повредилось ли что-то при перевозке, все ли правильно сделано.

Характер дефектов Хартов конкретизировать не стал.

Космический аппарат «Глонасс-К2», сделанный ИСС имени Решетнева, должен был быть запущен на орбиту для проведения летных испытаний еще в прошлом году. Тогда старт перенесли, поменяв очередность запусков - вместо экспериментального «Глонасс-К2» полетел серийный «Глонасс-М».

По словам источника в Роскосмосе, госкомиссией был поставлен вопрос о предоставлении нового разгонного блока взамен провалившего испытания. В то же время глава «Лавочкина» считает, что и тот аппарат, что есть в наличии на космодроме Плесецк, способен выполнить задачу.

- На наш взгляд, «Фрегат» готов к тому, чтобы лететь сейчас, мы устранили недостатки, - говорит Хартов. - Мы только должны доказать это более убедительно, чем сделали это на госкомиссии 28 ноября. Безусловно, комиссия в рамках своих полномочий сделала выводы, у меня претензий нет. У меня претензии к нам, что мы не смогли доказать, что мы правы.

Планируется, что начиная с 2014 года аппараты серии «К» с увеличенным до 10 лет сроком службы и с более современным форматом навигационного сигнала начнут заменять нынешние спутники «Глонасс-М». Однако постоянный перенос даты окончания летных испытаний автоматически отодвигает и дату начала серийного производства спутников системы ГЛОНАСС третьего поколения, которые призваны обеспечить технологический паритет российской навигационной системы с американской GPS и европейской Galileo,  развертывание которой запланировано на 2015 год.

Первый экспериментальный спутник «Глонасс-К1» был выведен на орбиту в феврале прошлого года. При этом ряд запланированных испытаний он должен проходить именно в паре с другим спутником третьего поколения, запуск которого откладывается.

- Пока в программе летных испытаний остается много задач, которые не требуют второго экспериментального аппарата на орбите, - говорит заместитель гендиректора ЦНИИмаша Сергей Ревнивых. - Когда дело дойдет до таких задач, тогда второй аппарат и будет запущен.

Наряду с перенесенным запуском аппарата «Глонасс-К2» на следующий же год перенесся и запуск трех спутников «Глонасс-М» носителем «Протон» с Байконура. Аппараты давно готовы, но Роскосмос считает их запуск нецелесообразным - существующая орбитальная группировка обеспечивает оптимальные характеристики.

- Сейчас нет оперативной необходимости запускать новые аппараты, - говорит Ревнивых. - Точность ГЛОНАСС сейчас составляет 2,6 м, всего в полтора раза ниже, чем у GPS. Даже притом что по целевому назначению используется 23 аппарата, один временно выведен на техобслуживание. Доступность сервиса стопроцентная, навигационное поле по всему миру абсолютно нормальное. Кроме того, у нас еще есть аппараты в орбитальном резерве.

Разгонные блоки подводят российских ракетчиков со странным постоянством. Дважды за последние полтора года аварийно заканчивались запуски «Протонов» с разгонными блоками «Бриз-М» - поломки последних привели к тому, что телекоммуникационные спутники «Экспресс-АМ4», «Экспресс-МД2» и «Телком-3» стали космическим мусором. Последняя авария «Бриза» в августе этого года привела к увольнению главы Центра Хруничева, изготовителя данных блоков. В конце 2010 года из-за некорректной работы другого разгонного блока - ДМ-3 не вышли на орбиту три спутника «Глонасс-М». После громкого разбирательства президент Дмитрий Медведев уволил заместителя главы Роскосмоса Виктора Ремишевского.

Разгонные блоки «Фрегат» имеют безупречную репутацию - из-за них аварий еще не случалось. По сути Россия поставляет их на экспорт для запусков ракетами «Союз» с космодрома Европейского космического агентства (ЕКА) во Французской Гвиане. Также обсуждалась возможность использования «Фрегатов» c европейскими носителями Ariane V. В ближайшие годы «Лавочкин» рассчитывает наладить производство 12 разгонных блоков в год.

По данным Роскосмоса, стоимость одного разгонного блока «Фрегат» по федеральной космической программе в ценах 2012 года составляет 298,3 млн рублей.

В.М.: «Проблемы были выявлены уже при испытаниях аппарата на космодроме в Плесецке. У доставленного из Химок изделия были перепутаны кабели в системе контроля расходования топлива, также были обнаружены и другие неисправности».

Честно говоря, я в шоке от подобного заявление. Исходя из своего личного опыта работы на сходном предприятии в сборочном цехе, на испытательных стендах и полевых испытания, сильно задумался: как можно перепутать пару кабелей. Понятно, что на разгоннике дюжина бачков, но длина кабелей должна быть только до нужного разъема, к чужому баку просто не дотянуться. Тут ведь борьба идет за каждый грамм веса, так что длина каждого кабеля строго регламентирована.

Обычно разъемы пары кабелей подбираются так, чтобы в чужое гнездо он не вошел. Да на нем еще награвировано Ш1 или Р2, как-то так. Да еще и на сам кабель могут надеть пластиковый хомутик с этим же обозначением. «Фрегаты» собирают не первый год, каждый - по несколько месяцев без спешки. Есть еще проверка на стенде и контроль ОТК и военной приемки. На испытаниях в КИСе перепутка вылезла бы сразу.

В каких условиях можно перепутать кабели? Если на скорую руку надо было смонтировать все в один день, чтобы уложиться в срок. И делал это малоквалифицированный и малоопытный работник. Проверять было некогда, принимали на глазок, косой после дружеского обеда, поставили подписи, навтыкали печатей - и вперед. Ситуация на грани бреда, но времена сейчас такие, что…

Второй вариант. Чтобы сдать в срок и не лишиться премии, а это серьезная часть заработка всех, всякими путями сбагрили недоделанный блок. Чтобы по прибытии на космодром в МИК (монтажно-испытательный корпус) вставить присланные вдогон нормальные блоки, заменив негодные. Но что-то не срослось. Этот вариант на разных предприятиях оборонки встречался регулярно. В том числе в таком виде: с работоспособного экземпляра, сорвав печати приемки, брали проверенные и принятые блоки, переставляли на новый аппарат, который срочно надо сдать. Потом снимали печати с этого, переставляли блок обратно и подделывали печати. А на этот ставили другие, более-менее годные.

Примечательно, что представитель предприятия сказал про кабели - неисправность пустяковая, устраняется за пару минут, а остальные неполадки упомянул вскользь. Типа, остальные еще пустяковее. Но, видимо, они не столь пустяковые, раз запуск перенесли на 2-3 месяца.

Мне представляется, что «Фрегат» не был готов, но существовала надежда, что до старта удастся отладить. Не срослось…

Раньше с «Фрегатами» таких проблем не было. Они вообще отличались надежностью. Сейчас вот и с ними не все просто. Если вспомнить последние аварии «Союзов» и «Протонов», фатальные накладками с КА, например, с «Фобос-грунтом», - это свидетельство потери управляемости отраслью. Началось еще при Перминове, активно продолжается при Поповкине. И назначение дилетантов на руководящие должности на уровне самого Роскосмоса, холдингов и отдельных предприятий только усугубляет проблему.

В связи с этим не удивляет, что комментарий по испытаниям КА «Глонасс-К2» дает не генконструктор ГЛОНАСС (Урличич с должности снят), не руководитель РКС, разработавшей и аппарат и программу летно-конструкторских испытаний (тоже Урличич, ыволен), вообще сторонний человек - заместитель гендиректора ЦНИИмаша Сергей Ревнивых. ЦНИИМаш, конечно, участвует в теоретических каких-то делах, но не до такой степени. И если Ревнивых считает, что испытания на три месяца можно отложить, возникает вопрос: зачем же Урличич спланировал еще два года назад запуск именно на конец нынешнего года?

Что касается увольнения зам руководителя Роскосмоса Виктора Ремишевского, насколько помню, там была неприятная история со страховкой трех утопленных «Глонасс-М». Они оказались застрахованы в непонятной бедной фирме, где в руководстве состоял сын Ремишевского. И был большой скандал, поскольку сумма страховки оказалась мизерной. И Роскосмос неслабо влетел на деньги.

Что касается переноса запуска трех спутников «Глонасс-М» на следующий год, о котором упоминает Ревнивых, их еще в июле перенес Урличич, поскольку добился увеличения срока жизни нынешних спутников, поэтому на орбите и есть резерв. Урличич сэкономил 280 миллионов минимум, но кое-кому это сильно не понравилось. Это же сокращение закупок на следующие запуски ракет-носителей, разгонников и спутников. Кто-то не доберет денежек…

Хартов, Роскосмос, Ревнивых, ЦНИИМАШ, разгонный блок "Фрегат", Глонасс-К

Previous post Next post
Up