Nov 25, 2012 15:41
(продолжаю размышлять на темы Роскосмоса и уворовывания бюджетных денег)
Как сообщила пресс-служба СКР, а все СМИ повторили, в Самарской области возбуждено два уголовных дела в отношении заместителя главного конструктора ЗАО "Волжское конструкторское бюро" (ВБК) РКК "Энергия", организовавшего незаконный бизнес на выпуске комплектующих для ракетно-космических комплексов. Дела возбуждены по ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) и по ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере).
Обратите внимание: не по статьям «хищение» или «мошенничество». Так что срок грозит не сильно большой, до 4 лет. А если парень еще и денег сколько-то вернет, то и вообще может обойтись условным.
Суть дела. В 2008 году ВКБ было поручено разработать конструкторскую документацию и изготовить оборудование для создаваемых и эксплуатируемых ракетно-космических комплексов. В октябре 2009 года зам главного конструктора бюро создал ООО "Энком", учредителем и сотрудниками которого стали его родственники. Затем он убедил гендиректора ВКБ заключить с "Энкомом" договор на изготовление некоторых комплектующих и перечислить на его счет более 14 миллионов рублей.
Расшифровываю некоторые данные:
Заместитель генконструктора ВКБ - Михаил Фирстов.
Директор ООО «Энком» (уставный капитал 10 тыс. руб) - родственник Михаила Фирстова. Один сотрудник - сын Михаила Фирстова на должности инженера. Плюс бухгалтер. Ни производственных помещений, ни оборудования, ни персонала.
«Некоторые комплектующие» - это два блока холодной продувки для армейских устройств и агрегат заливки терморегулирования и вакуумирования в рамках модернизации ракетоносителя "Союз". То есть, специзделия высокой сложности. Почему-то сразу вспомнилась первая за 30 лет авария транспортного корабля «Прогресс» с ракетой-носителем «Союз» 24 августа 2011 года. Причиной признали производственный брак - разгерметизацию одного из трубопроводов третьей ступени. Не тогда ли начали пристально изучать все поступающие на сборку агрегаты?
Заполучив заказ, ООО «Энком», не имеющее лицензий Минобороны и Роскосмоса, приступило к изготовлению, мягко говоря, чрезвычайно не простых изделий стоимостью 14 миллионов рублей. Сама цена красноречиво говорит, насколько это сложные и ответственные агрегаты. Для работы, по версии следствия, а, скорее всего, по версии гражданина Фирстова с подельниками, были арендованы три гаражных бокса в Зубчаниновке - это район Самары, пользующийся дурной славой самого криминального в городе. И там временный трудовой коллектив, набранный среди работников ВКБ, клепал космические вакуумные агрегаты.
Правда, в связи с этим возникает ряд вопросов, ответы на которые могло бы получить следствие, если б задалось таковыми.
Где сотрудники ООО «Энком» взяли разную специальную фурнитуру - всякие вентили, клапаны, флянцы, спецгайки и прочее такое? Ведь эти штучки для космической и атомной техники делают строго на заказ и просто так не продают - изделия особого назначения. Их продают только тем, кто имеет право на такую покупку. И это право забито в гособоронзаказ. Выходит, было украдено?
Металл для таких изделий тоже идет специальных марок. И работать с ним приходится на специальном оборудовании. Ну, там, сварка в особых условиях, например, в вакуумной камере. Да и, вообще, варить титан - дело не простое, вряд ли можно обойтись гаражным сварочным аппаратом. Или гибка металла на специальном станке по специальным шаблонам. В гараже стоял такой станок? Очень сомнительно.
Думаю, даже в самом ВКБ на экспериментальном производстве всего этого может не быть, только отдельные какие-то агрегаты. Весь коллектив ВКБ - человек сто с небольшим. Большей частью конструкторы. В РКК «Энергия», филиалом которого является ВКБ, заявили: «Там выполняется ряд разработок нестратегического порядка, делают контейнеры, кронштейны и прочее. По поводу изготовления деталей в гараже - это явные передергивания. В гаражных помещениях, возможно, хранилось некоторое оборудование до его монтажа в производственных помещениях».
Вот именно. Изготовить три агрегата стоимостью 14 млн. рублей могли только на соответствующем предприятии. И такое предприятие в цепочке имеется - Усть-Катавский вагоностроительный завод в Челябинской области. Не удивляйтесь названию. В конце концов, танки Т-90 делает Уралвагонзавод. Так вот, у усть-катавских вагонщиков есть лицензии Минобороны и Роскосмоса на выполнение соответствующих работ по госзаказу. И, естественно, есть система безопасности, тоже лицензированная, но уже ФСБ, что позволяет вести работы по секретной документации.
Кстати, самый цимус всей истории - это необходимость выноса в самарские гаражи секретной документации, чертежей, технологических карт и прочего. В том числе в электронном виде. С возможной их последующей продажей нашим китайским друзьям и кому угодно. Режимщиков ВКБ надо увольнять поголовно без выходного пособия!
Так вот, готовые агрегаты, по версии Фирстовых, отправили в Усть-Катав. Ведь надо было оформить на них документы приемки и техконтроля. Вагонщики агрегаты испытали, приняли, оформили. И (внимание!) дальше они уже поехали как изготовленные в Усть-Катаве. Сейчас вагонщики на голубом глазу объясняют, что получили заказ, выполнили - только и всего. И получили по договору несчастные 700-800 тысяч рублей.
Ох, чую, лукавят суровые челябинские вагоностроители. Чую, кто-то принял на лапу еще минимум столько же, а то и весь мильон. А, может, и гораздо больше, если здесь, на заводе вагонов, и была выполнена большая часть работ, если не все.
На мой неискушенный взгляд дилетанта - любителя разгадывать разные запутанные истории (а также сочинять и публиковать, в том числе в виде книжек разного формата), вся производственная цепочка могла бы выглядеть следующим образом.
Зам генконструктора Фирстов создает, нет, не однодневку (однодневки существуют один день - деньги на счет приняли, тут же перекинули на другой и ликвидировались), а фирму-двойник. В Самаре куча «Энкомов» плюс «ЭнКом-Терм» и «Энком-Волга». При этом один из «Энкомов» занимается промышленным производством, ремонтом авиадвигателей и много чем еще подобным. Вот под него мог закосить «Энком» Фирстовых. Затем следовало заинтересовать генконструктора Рябова. Подозреваю, что тот собирался на пенсию и был не прочь подзаработать на посошок. С тех пор, кстати, в ВКБ уже дважды менялся генконструктор.
Подозреваю, что договор с «Энкомом» должны были завизировать и главбух, и экономист, и юрист ВКБ. Да и режимщик, наверное, тоже обязан быть в курсе. В общем, не в безвоздушном пространстве все делалось. Далее, временный трудовой коллектив обычно создается внутри предприятия для сверхурочной работы. Пожалуй, он так и создавался. И на экспериментальном производстве ВКБ какую-то наиболее простую часть работ выполнить могли, заготовки вырезать, дырки просверлить (пардон, отверстия), заусенцы снять, резьбу нарезать. И работяги честно расписались в ведомостях, получив свои пару тысяч. Потом под эти росписи подверстали миллионов несколько и обналичили.
Не исключаю, что могли заказы на отдельные детали разместить на других предприятиях, где для их изготовления могли использовать совсем не ту марку металла, что положено по технологии. Но в итоге всё должно было поступить на Усть-Катавский завод. Только там могли завершить изготовление, испытать вакуумную технику в соответствующих условиях и по соответствующим стандартам. А, главное, принять ОТК и оформить документально. Так сказать, легализовать и прикрыть всеми нужными лицензиями. Но, понятно, что просто заключить договор с каким-то ООО на изготовление гособоронзаказа было бы невозможно. Поэтому, если окончательная сборка, производилась на заводе, она делалась нелегально. Зато куча денег была сэкономлена и поделена. Что-то, возможно, перепало и работягам с мастером и начальником участка, ну, и начальнику цеха неслабо отгрузили. Дело упрощалось в связи с приказом Сердюкова ликвидировать военную приемку почти подчистую. Военпреды ведь каждый комплектующий узел отдельно принимали, и сами все проверяли. Всё производство заняло примерно год.
Но, если цепочка распила имела такой вид, то это уже совсем другая статья УК РФ - мошенничество в особо крупных размерах, совершенное группой лиц. А это уже до 10 лет отсидки. Так что Фирстов и компания дружно будут доказывать, что все делалось в гаражах «по-честному». Кстати, прокуратура проверяет причастность руководства Усть-Катавского вагонного завода. Кому-то, пообещали, может грозить статья… «халатность»! Ну-ну…
Но продолжим эпопею двух блоков продува и агрегата заливки. Как изготовленные на ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод» они поступили в РКК «Энергия». И там не прошли испытания в Москве и Байконуре. Пожалуй, это уже был 2011 год, учитывая год производства и прочую резину в долгий ящик. И были возвращены на замену бракованных частей и доработку. Это все оценивается, по разным источникам, толи в 6, толи в 9 миллионов рублей. Но при этом РКК «Энергия», чтобы отмежеваться от аварийных ситуаций, подало в прокуратуру по поводу контрафактных деталей. Так появилось это дело. Появилось явно не сейчас, поскольку 4 месяца назад зам генконструктора Фирстов был уволен из ВКБ. Но сейчас очень удобное время, чтобы тряхнуть Роскосмос. И есть, очевидно, соответствующий социальный заказ. Может, даже из самого Кремля.
Эта история наглядно показывает, как работает система «крыш» и откатов. В операцию по отъему бюджетных денег должно быть втянуто очень много ответственных лиц. В том числе обязательно кто-то с самого верха. Здесь решили распилить бабло без участия руководства РКК «Энергия». То есть, без «крыши». И «крыша» их наказала по полной. А не поделились «низы» из жадности. Ведь «верха» меньше 30% от общей суммы не возьмут. А то и все 50%. И что останется прочим, если изготовить агрегаты все равно надо? Вот и зажадничали.
А если бы ВКБ подчинялось непосредственно Роскосмосу, они и госзаказ без отката не получили бы, пожалуй. Ведь не зря Поповкин специальный отдел создал в 200 человек для этих договорных дел. Все договоры с нижестоящими предприятиями пересматриваются в сторону уменьшения (уже подписанные и выполняемые!), новые заключаются только после визы этого спецотдела, прозванного вагинальным по фамилии возглавляющего его генерала Ваганова.
Именно так Поповкин провалил гособоронзаказ-2011, когда был заместителем Сердюкова. Предприятия могли получить гособоронзаказ только при определенных условиях или ниже уровня рентабельности. Сейчас история повторилась в Роскосмосе. В частности, было сообщение, что Поповкин отозвал все госзаказы у РКС по линии Роскосмоса. Ну, не хотел ему Урличич отстегивать…
Зато показательна судьба главы ЦНИИМАШа Геннадия Райкунова. В конце сентября Поповкин, выступая с лекцией в Бауманке, заявил, что Райкунов до конца года будет отправлен в отставку, если не решит некие проблемы. Но спустя месяц с крокодиловой улыбкой сказал: «С Геннадием Геннадиевичем у нас были определенные разногласия, но это не означает, что он непременно должен быть уволен. Третьего декабря мы будем отмечать его 60-летие. И хотя переаттестацию он пока не прошел, я думаю, что в ближайшее время должен ее пройти».
Недавно ЦНИИМАШ выиграл тендер на разработку программы развития ГЛОНАСС, хотя предложил сделать работу на более чем 100 миллионов рублей дороже, чем реальный разработчик ГЛОНАСС - РКС во главе с генконструктором системы Урличичем. Но, видно, Райкунов заартачил, не захотел откатывать чересчур, по его ИМХО. Но ему тут же напомнили про возраст и поиски подходящего преемника. Чувак сник и отдался. Думаю, он еще пожалеет, что влез в это грязное дело. Вон как сердюковских мочат. Придет черед и верного соратника Сердюкова в Роскомосе. Кстати, завтра тот должен докладывать на правительстве план ликвидации Роскосмоса с превращением его в аналог «Оборонсервиса».
(продолжение обязательно будет, я ведь еще не рассказа про генерала ФСБ и много чего другого)
Волжское конструкторское бюро,
Поповкин,
Усть-Катавский вагоностроительный завод,
Фирстов,
Энком,
ВКБ,
Райкунов,
Роскосмос,
Урличич,
РКК "Энергия",
ГЛОНАСС