29.04.2010
Гособоронзаказ на "Амурском судостроительном заводе" увеличен вдвое
ХАБАРОВСК, 29 апреля. (ИТАР-ТАСС). Гособоронзаказ на "Амурском судостроительном заводе" (АСЗ) увеличен вдвое по сравнению с началом года, сообщил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. По его словам, "у предприятия - хорошие перспективы". В портфеле заказов - несколько гражданских судов и заказы Минобороны РФ. Активно идет работа по строительству корвета (перспективного корабля второго ранга), строится подводная лодка "Варшавянка".
"Сегодня главная задача - выполнить все установленные государством задания в намеченные сроки, с хорошим качеством и, главное, уложиться в договорные цены", - подчеркнул губернатор. Выполнение этих условий при строительстве головного корабля- корвета "открывает опцион еще на десять таких корветов и даст загрузку мощностей предприятия на 20 лет".
Вячеслав Шпорт особо подчеркнул, что на федеральном уровне решены все вопросы, которые ставились краем перед руководством страны для оздоровления ситуации на ведущем судостроительном заводе. Государству принадлежат теперь акции предприятия, которые были у частных владельцев. Решение о выкупе контрольного пакета акций принято в мае 2009 г. в ходе рабочей поездки премьер-министра Владимира Путина в Комсомольск-на-Амуре. Активами завода владеет сейчас Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), в состав которой и вошло предприятие. В декабре 2009 г. правительство РФ распорядилось выделить АСЗ в течение пяти лет около 17 млрд руб., средства будут предоставляться ежегодными траншами.
Губернатор края сообщил, что руководству завода поручено "срочно разработать план комплексной модернизации предприятия". Только замена оборудования и новые технологии обеспечат выход "на современные методы судостроения", "позволят расширить номенклатуру заказов". По словам Шпорта, "предстоит активно поработать, чтобы войти в федеральную целевую программу развития ОПК, а также в программу "Океан".
На проведенном в минувшую субботу совещании совета директоров АСЗ президент ОСК Роман Троценко отметил, что началось перепрофилирование Амурского судостроительного завода на надводное кораблестроение, а также на выполнение гражданских заказов. По словам Троценко, в перспективе судостроительные предприятия Хабаровского края будут специализироваться на высокотехнологичном среднетоннажном судостроении, выполнять и военные, и гражданские заказы. В дальнейшем здесь предстоит строить суда для дальневосточных предприятий. В числе заказчиков - не только транспортные и рыбопромысловые фирмы, но и такие крупные компании, как "Газпром" и "Роснефть".
************************************************
КОММЕНТ:
Контрольный пакет акций предприятия, строящего подводные лодки для ВМФ РФ, в том числе атомные, оказывается, находился в руках частных владельцев! В мае 2009 года Путин ездил в Комсомольск-на-Амуре. В связи с этим "уговорили" частников продать пакет за символическую цену. Те не особо и рыпались, поскольку АСЗ не то что прибыль не давал, он имеет 36 млрд. рублей долга. Поэтому выделение ему 17 млрд. отдельными траншами в течение пяти лет резко ситуацию не улучшит.
Было получено 59,12% акций, которые передали Сбербанку (они и так находились у него в залоге) - основному кредитору предприятия. А уже тот передал их в ОСК. Сейчас государству принадлежит 77% акций АСЗ. В общем, произошла "реструктуризация" долга. Его частично списали. Кто-то,стало быть, неплохо поживился за счет Сбербанка и его вкладчиков. Задолженность завода Сбербанку составляла 13,9 млрд. рублей.
Значит, 23% акций по-прежнему остаются в руках неких частных структур. Те скромно ждут, когда государство закачает в завод денег, и он станет приносить дивиденды.
Чтобы завод заработал, надо перестраивать производство. Потому что строить огромные подлодки - это одно, а надводные средне- и малотоннажные суда - совсем другое. Потому и понадобился план "комплексной модернизации". Фактически же модернизация для АСЗ - это отправить в металлолом все старое обрудование и целиком заменить его на новое. Боюсь, траншей не хватит. Придется еще занимать, умножая долги.
Несколько месяцев завод стоял, заказы Минобороны не делались, только сейчас снова приступили к работе.
И не зря губернатор помянул насчет того, что "надо уложиться в договорные цены". Это - серьезная проблема. Всё дорожает, аванс от Минобороны ждать приходится чуть не до конца года. В общем, трудно будет уложиться.
Надо еще вспомнить, что АСЗ - самый крупный судостроительный завод Дальнего Востока. Это значит: огромная территория, и огромнейшие накладные расходы...
Вместо подлодок в километровых цехах будут строить корветы - сторожевики для ближней морской зоны и рыболовецкие суда тонн на 500.
Если не обанкротятся, конечно. Долг в 36 миллиардов еще не весь простили.
В марте 2010 года Путин распорядился для "финансового оздоровления" завода выделить 1,6 млрд. рублей. Только они пошли на увеличение уставного капитала Объединенной судостроительной корпорации.