Отступала грозная броня...

Apr 23, 2010 03:25


"Независимая газета"
22.04. 2010

Минобороны залатает дыры немецкой броней

Броня для автомобилей и легкой бронетехники российской армии будет закупаться в Германии. По словам главы военного ведомства Анатолия Сердюкова, решение продиктовано необходимостью обеспечить защиту солдат на поле боя. Эксперты предупреждают, что импорт брони может иметь роковые последствия для отечественных металлургов. Без госзаказа предприятия лишаются перспектив на модернизацию.

Анатолий Сердюков заявил, что "оборонка" должна создавать технику, соответствующую требованиям времени. "Закупать российскую авто и бронетехнику в том виде, в котором она есть, мы не будем", - уточнил он. По его словам, Минобороны заставило КамАЗ и другие компании заключать контракты с зарубежными производителями брони для автомобилей разведки, бронетранспортеров, боевых машин пехоты и т.п.


Таким образом, еще раз подтверждены планы военного ведомства активно закупать за рубежом отдельные виды техники и комплектующих. В начале апреля замминистра обороны Владимир Поповкин говорил, что закупки будут осуществляться только в том случае, когда "надо закрыть дыры". Судя по всему, эти дыры имеют скверное свойство образовываться на самых неожиданных участках деятельности российского ОПК - от французского вертолетоносца "Мистраль" (окончательное решение о закупке корабля принято вчера) до итальянских пуговиц на новой армейской форме. Вчера же стало известно, что в Израиле приобретено 15 беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) - для проведения испытаний. Глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов не исключает, что если испытания пройдут успешно, то в будущем начнется совместное производство беспилотников с израильской компанией IAI.

Годом ранее испытания провалили БПЛА отечественного производства. "В прошлом году мы по беспилотникам провели испытания. У кого что было в стране, мы все собрали, разработав программу испытаний. Ее не выдержал ни один беспилотник. Пять миллиардов рублей - такая сумма потрачена", - сказал по этому поводу замминистра обороны России Владимир Поповкин. Главком ВВС Александр Зелин был более категоричен в оценках российских БПЛА: "Принимать их на вооружение - это просто преступление".

Но даже на этом фоне решение Минобороны закупать легкую броню в Германии выглядит неожиданным. По сути, оно разрушает представление о превосходных тактико-технических характеристиках и качестве практически всех видов бронетехники с маркой "сделано в России". Впрочем, эксперты призывают меньше доверять мифам советских времен и броской рекламе оружия и техники, производимой российским ОПК. Реальная ситуация в оборонном комплексе достаточно сложная. Предприятия не мотивированы на выпуск современной продукции. Чтобы изменить их отношение, им нужна конкуренция с лучшими мировыми производителями вооружений. "Поэтому я поддерживаю, что начали допускать иностранцев на внутренний рынок", - говорит замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. По его мнению, российский ОПК просто обнаглел. "Если верить рекламе, то наше оружие лучшее в мире. Пусть наконец произведут это оружие и покажут его", - подчеркивает эксперт.

Со своей стороны аналитик по металлургии "Уралсиба" Николай Сосновский напомнил, что за 20 постсоветских лет оборонные заказы отошли для отрасли на второй план, разработкой новых образцов никто системно не занимался, а заказы брони для ОПК были скромные. Сегодня из частных металлургических компаний на нужды оборонки работает "Мечел". Предприятия, находящиеся под контролем "Ростехнологий", также выполняют оборонные заказы, однако госкорпорация никак не может привести бизнес в порядок, отмечает эксперт. Так что неудивительно, что заказы на легкую броню решено разместить в Германии.

Однако решение Минобороны Сосновский считает спорным. Это путь к тому, чтобы окончательно похоронить мощности заводов, которые еще продолжают работать на ОПК. Лишенные госзаказов предприятия не выживут. Последствия могут быть серьезными - если сегодня Россия начнет закупать за рубежом броню для БМП и БТР, то завтра придется покупать уже танковую броню. И удовольствие это будет не из дешевых, учитывая, что первичная сталь, производимая на российских металлургических предприятиях, в 1,5 раза дешевле, чем сталь в Евросоюзе.
Игорь Наумов
*************************************************
Легкая броня для автомобилей -- это, скорей всего, не железо, а специальный алюминиевый сплав. Машина -- не танк, у которого двигатель имеет минимум 1000 "лошадей". Поэтому танк может весить 45 тонн. А для КАМАЗа и 20 тонн - лишка. Ему же еще грузы возить. Поэтому с 1950-х годов боевые машины имеют алюминиевые каркасы и такую же броню. БМП, тем более десантируемые БМД и т.п. должны экономить на массе. При этом алюминиево-цинково-магниевая броня и ей подобные зачастую эффективней стальной такой же толщины за счет большей вязкости и пластичности. К тому же, в отличие от стали, она не дает такого пучка осколков при ударе бронебойным снарядом. Эти осколки могут весь экипаж убить в долю секунды. Правда, горит. С другой стороны, в наше время гореть может всё, был бы только подходящий боеприпас.
Наконец-то дошло до Минобороны, что личный состав надо защищать. А то ведь солдатики еще с Афгана верхом на броне БМП ездят. Потому что один выстрел из гранатомета - и братская могила на 10 человек готова. А на КАМАЗах водилы бронежилеты на двери вешали, чтоб хоть чуть прикрыть бок.
Стальная броня, которой сейчас обшивают КАМАЗы, Уралы, УАЗы и всякик "Тигры", свойства имеет неясные. Как-то помалкивают об этом. Считается, что она противопульная и противоосколочная. Но очень хотелось бы увидеть незамысловатый телевизионный сюжет: стоит такой "Урал", а рядом взрывают какой-нибудь фугас, пару ручных гранат, поливают его из пулеметов и автоматов. Плюс снайперский огонь бронебойными пулями. А потом бы показали, как внутри чувствуют себя манекены.
Броней, как и всем остальным, у нас 20 лет как перестали серьезно заниматься. Это же дело затратное. Нужны исследования новых материалов. Причем серьезные. И обстреливать образцы из реально применяемого оружия, а не три выстрела из пистолета с 5 метров.
Требования к броне сейчас диктуют локальные войны и террористы. Она должна быть легкой и надежной. От современных пуль, осколков, ударной волны и кумулятивных гранат лучше всего защитит комбинированная многослойна броня. Там могут чередоваться алюминий, сталь, титан, керамика, специальные порошковые массы, поглощающие кумулятивную струю и т.д.
Металлургическим компаниям тут делать нечего. Это не те объемы, чтобы зарабатывать миллиарды, а хлопот много. Это должно быть специальное производство, соединенное с научной и испытательной базой. Такого у нас нет. Хотя НИИ стали и т.п. есть. НИИ есть, а брони надежной нет...
Бундесвер почувствовал необходимость современной легкой брони в Афганистане, как и мы. Только у нас с 1979 года так дело и не сдвинулось. Единственное, что придумали, это навешать дополнительные листы на БМП и БТР. Немцы сразу целенаправленно взялись за этот вопрос. При этом, как люди практичные, они сразу придали этому делу коммерческую направленность. Поэтому полмира ездит на бронированных БМВ и "мерседесах". Эта же броня заказанной конфигурации продается желающим забронировать другие типы машин. Плюс применение этой брони в банках, банкоматах, защитных дверях и пр. За счет массового производства цена снижается, в том числе для бундесвера и Минобороны РФ.

броня

Previous post Next post
Up