Тем, кто еще не ознакомился с "Правильной женой", советую непременно это сделать. После "Хауса" это вторая лучшая процедуралка на моей памяти. Если кто сомневается, четыре тому причины. Во-первых, там братья Скотт (Томми уже покойный) в продюссерах. Во-вторых, создатели сериала - пара, мужчина и женщин. В-третьих, это блестящий, достоверный и одновременно ироничный портрет американского социума пост 9/11, со всеми его культурными нюансами, экономическими, гендерными и рассовыми неврозами, и ханжеством, которое за пределом здравого смысла. В-четветых, в отличии от "Хауса" (и трудно думать, что не впротивовес), мото сериала - "люди меняются".
Есть еще две вескиx причины смотреть сериал - там есть Кристин Барански и был Джош Чарльз. Разовью мысль позже, но для начала сюжет. Муж Алиши Флорик, прокурор штата мистер Биг (Крис Нотт), уличенный в супружеской измене и коррупции, посажен в тюрьму. Униженная и оскорбленная домохозяйка Алиша остается без средств одна с двумя детьми и вынуждена искать работу после тринадцати лет сидения дома в жемчужных колье. Никто ее на работу брать не хочет, потому что гарвардские выпускиники одеваются лучше и лица у них посвежее, кроме того они мужского пола. В итоге на работу Алишу нанимает ее бывший сокурсник Уилл Гарднер, нынешний заглавный партнер крутейшей адвокатской чикагской фирмы. Этот амбициозный франт носит тысячедолларовые костюмы и по совместительству является желанным холостяком и ловeласом. Второй партнер фирмы - Даян Локхарт, селф-мейд феминистка и демократка. Вместо семейных портретов, на столе у нее фото с Хилари. Ей под шестьдесят, но выглядит она от силы на сорок, и одевается как ангельская песнь. Образ просится на увековечивание драг-дивами в коллекции с Мерил Стрип из "Дьявол носит Прада". В общем, потерянная Алиша ныряет без скафандра в пучины чикагского правосудия и его политических кулуаров. В соперниках ее выступает Кэри Агос, золотой мальчик с демонической улыбкой, протеже Даян, а в соратницах - Калинда-с-говорящей-фамилией -Шарма, таинственная индусска, частный детектив фирмы, которая разнюхивает все про всех благодаря своей пышащей сексуальности, нацеленной в обе стороны. Противостоять ей по всей видимости невозмжно, потому что она предпочитает кожаные жакеты, черные мини-юбки и высокие сапоги со стиллетами. Собранные в пучок волосы не распустила ни разу на все пять сезонов. Доминантная женщина, чего уж там. Чуть позже к ансамблю присоединяется еще одна фигура, имхо, самого талантливого актера на сете, Алана Камминга. Это снова британец (шотландец), который играет американца (еврея). Потрясающей во всех смыслах протеворечивый персонаж, тонкий, хитрый, балансирующий на гранях морали по-мальчишески трогательный политикан Илай Голд. Все эти яркие персонажи составляют хрустящий салат конфликтов взаимоотношений профессиональных и личных. Его сдабривают характерные судьи и поциенты клиенты недели.
Алишу играет медсестра всея "Скорой помощи" Джулиана Маргулис. Как я уже говорила, главного сюжетного внимания заслуживает трансформация этой затюканой правильной тетечки из пригородов в змею подколодную. И хотелось бы поговорить о сюжетной линии о том, во что вытекает ханжество. Даже если отказаться от занудного социального анализа текста и его культурных посылов, все равно удивительно, что считается американскими пригородами правильным, а что - порицается. Сюжет "Гуд Уайф", помимо адвокатских еженедельных разборок, сводится к любовному треугольнику (вы удивлены, да?). Алиша испытывает не очень тайную обоюдную страсть к Уиллу Гарднеру, при этом раздираема внутренним конфликтом на почве преданности мужу в частности и семейным ценностям вообще. Адъюльтер в браке, даже если это измена изменяющему с проститутками мужу, считается в голове у Алиши смертным грехом, за который она испытывает неизгладимое чувство вины, и однажды даже решает, что из-за этой испепеляющей страсти забила на детей, которые теперь могут стать беспризорниками. Дети тоже правильные, к слову, блестящие ученики частной школы, чей подростковый бунт заключается в исследовании себя в христианстве и увлечении хаккерством.
То, что от любви до ненависти один шаг известно нам из Хауса, врезавшегося в дом Кадди на машине. Но, известно так же, что с "как" "Хаус" в этом смысле подкачал. Развитие же отношений между Алишей и Уиллом достойно всяких похвал своим неожиданным и шокирующим решением. Только после этого решения меня эмоционально прошибло сериалом, который прежде смотрелся просто с ленивым интеллектуальным интересом.
На невысказанном сексуальном напряжении между Алишей и Уиллом держатся сезона два. Потом, видимо, шипперы совсем задымились, и Алиша с Уиллом дотронулись друг до друга в незабываемой сцене в лифте с кросс-катами (да, лифты и в "Гуд Уайф" играют немаловажную роль). Краткий период медового месяца завершился чувством вины Алиши по поводу брошенных на произвол судьбы детей и вернувшегося из ссылки мужа, баллотирующегося в губернаторы. Совесть Уилла же сыграла Даян, олицетворяющая правильность оффисной этики. Роман был прерван по обоюдному согласию. Стиснутые здравым смыслом, Алиша и Уилл долго охлаждали свой пыл и держали себя в руках. Алиша снимала сескуальное напряжение с мистером Бигом, а Уилл - с периодическими любовницами. И вот уже к четвертому сезону начало казаться, что это дедлок, и дальше неизбежная скукота повтореня.
Существует ли термин противоположный "прыжку через акулу"? Не знаю, но если нет, его следует изобрести хотя бы ради того, чтобы определить произошедшее с "Правильной женой". Пускай будет "прыжком через Уилла Гарднера".
Преимущество сериалов над кино очевидно: долгий жизненно тождественный формат позволяет персонажам развиваться, а авторам думать, чем не преминули воспользоваться создатели "Гуд Уайф" Роберт и Мишель Кинг, в отличии от Дэвида Шора и ко. В не-помню-в-какой серии к концу четвертого сезона, свежая струя воравалась в сериал музыкой Баха. Я серьезно. Авторы сменили саундтрек.
Лирическое отступление:
В сериале в первые два сезона в каждом были использованы около двадцати дорожек, в третьем и четвертом - около сорока, пятый сезон расцвел пятидесятью.
В конце четвертого сезона, второе дыхание сериала открылось классической музыкой, не покинувшей сериал и по сей день. Вместе с музыкой, Алишу начало колбасить. То есть колбасило ее и до того: она росла как личность, с ней творились гардеробные и внутренние перемены, она набиралась уверенности, циннизма, начинала воспринимать мир без наивности, ее сдержанность и холодность таяли, и жестокие уроки, полученные от старших коллег впитывались благодатной почвой ее ума, добавляя ей элементов стервозности, амбициозности, интересантности и лицемерия. Так что к концу четвертого сезона Алиша была уже хорошим адвокатом с острыми зубами и цепкой хваткой, борящейся за свой куш в капиталистическом мире неправильных мужчин и вынужденных выживать женщин. Но заколбасило ее вместе с Бахом на физическом уровне. На нее нахлынули сексуальные фантазии, от одного вида Уилла Гарднера ее кидало в дрожь, трясло и переворачивало. Всепоглощающая страсть овладела всем ее существом, а параллельно камера начала совершать фантастические метаморфозы с самим объектом, все чаще принимая субъективный поинт оф вью Алиши, уходя от объективного.
Чтобы вы поняли, Джош Чарльз далеко не красавец. ФигУрист, да, но лицо у него еврейское в худшем смысле этого слова. Крючковатый длинный нос, запавший рот, тонкие губы, скошеный подбородок, невыразительного цвета глаза, бледные брови и прическа вчера-из- колледжа. Петушиный такой недо-герой любовник. Так что причину страстей Алиши по Уиллу я понять не могла, и верила в сексуальное напряжение лишь формально. До этой самой серии с Бахом и сменой ПОВ. Тут поняла. Еще в очередой раз поняла, как важно, чтобы героя любили не женщины, а оператор, осветитель и музыкальный редактор текста.
Трансформация Уилла Гарднера не менее интересна, чем Алишина. Джулиана Маргулис хорошая актриса и делает свою работу хорошо с плюсом. Ее личностные перемены отработаны, сверены, правдивы и убедительны. Но настоящие эмоции в сериале появлились благодаря смене подхода к объекту влечения. Мне больше не приходилось верить в историю страсти, я ее почувствовала кожей. Идентифицируясь с Алишиными глазами, я посмотрела на Уилла Гарднера и задрожала, затопившись эротически. К тому же все это происходило, когда мой муж был в армейских сборах. Итак, в четвером сезоне сухой умный сериал ожил и перевоплотился во фрустрирующую историю "хочу- не могу".
Известно так же, что к концу четвертого сезона Уилл Гарднер, то есть Джош Чарльз решил покинуть сериал, но обещал доиграть до тех пор, как его героя не выведут толково. Порядочный человек, должно быть, в отличии от Лизы Эдельштейн. Это был умный шаг, ибо послужил его бенефису. Как известно, при расставаниях случаются особо острые приступы любви. Текст не хотел с ним расставаться, влюбляясь в него все сильнее, заставляя зрителей в моем лице привязываться к нему все прочнее. Из второстепенного персонажа поддержки, Уилл Гарднер заполнил собой все эмоциональное пространство истории и хотелось все проматывать, лишь бы вернуться к теме колбашения. К тому же, он начал играть глазами и бровями. К началу пятого сезона, я утонула в Уилле Гарднере.
Фрустрация Алиши росла по мере хорошения Уилла. Или наоборот. Чем больше она его хотела, тем привлекательнее он становился. Почему она не могла его получить понятно. Правильность американского ханжества не позволяла ей отделаться от иммиджа хорошей жены.
Между тем в истории (там еще были каки-то люди, юристы, клиенты, судьи, оффисные интриги, теряющиеся за переменчивым от решительности до потерянности взглядом Уилла Гарднера) бывший соперник Алишу Кэри Агос решил открыть новую фирму, самостоятельную и независимую от боссов, и позвал Алишу с собой (она, между прочим, тоже сильно хорошела все это время, глаз не оторвать). Алиша долго сомневалась. Пока терзалась. сюжетные узлы завязывались все туже, напрочь сцепляя то, в чем американцы умеют разбираться лучше нас: личное и бизнесс. Даян Локхарт облила напарника грязью в прессе, чтобы получить пост судьи. Предательство подкосило Уилла, и страдание в его глазах увлекало все сильнее. Подкошенный Уилл в момент редкой слабости обратился к Алише, предлагая ей сменить Даян на посту партнера фирмы.
Kак вы думаете, что было дальше?
Нормальные фильмы уложили бы обоих в постель и усадили за общий менеджерский стол. Но, как я говорила выше, сбитая с оси телевизионная мораль двухтысячных не позволяет нормальности. Алиша, оказавшись на расстоянии ладони от двух заветных мечт, делает непредсказуемый финт, разворачивается тылом к Уиллу, передом к Кэри Агосу, и удаляется из фирмы, забирая с собой всех клиентов Уилла Гарднера, исподтишка.
Вот этот разворот я и называю страшным. И красивым до невозможности, правдивым очень, хоть и не менее болезненным. Дело не только в амбициях и стервозности. У Алиши есть оправдание, и хоть оно дыряво, текст предлагает нам его в качестве дилеммы. Оказавшись слишком близко к огню любви, Алиша решает его потушить струей ненависти. Несдерживаемая страсть мутирует в несдержанную агрессию. Любовь тренсформируется в войну, соперничество не на жизнь, а на смерть. Единственный способ справиться с собой - превратить объект влечения в объект преследования. Алиша предлгагает Уиллу такой вариант, и он прыгает на карусель за ней следом. Пятый сезон начинается с отчаяния Уилла, убитого наповал предательством любимой женщины, но он тут же берет себя в руки, и начинает мстить. Алиша не отстает, и они бьются не на жизнь а на смерть, подло пакостя друг другу, ставля подножки, издеваясь и ударяя ниже пояса. На чьей стороне зрительские симпатии? Мои на стороне Уилла, потому что он-то никого не предавал. Да к тому же камера эта проклятая буквально мастурбирует на нем, ласкает его, то с этого угла покажет, то сверху, то разденет, то развернет выгодной стороной, устоять невозможно. Сериал же набирает бешенные круги, темп набирается, ритм скачет, музыка летит в крещендо, челюсть на полу (это же пятый сезон, а ведет себя как второй!) - двигатель сериала заводит чистый всплеск энергии сгорания. Так страсть, лопаясь от напряжения, перегорает в агрессию. В довесок, наглые сценаристы мучают нас флешбеками той любовной линии из третьего сезона, которая в третьем осталась практически за кадром. Алишу колбасит по прежнему, но свои внутренние переживания она сублимирует в продуктивную рабочую борьбу. Мудрый ход если посмотреть с точки зрения развития сюжета. Напряжение, накаляясь, не разрежается постелью, а берет новую планку в плоскости другой энергии. Пятым сезоном движет уже не фрустрирующий маятник "жарко-холодно", а механизм "все что ты можешь, я могу лучше". Конкурируя на судебном поприще, оказавшись впервые с двух разных сторон юридической скамьи, Уилл и Алиша по новому открываются, пытаясь перещеголять друг друга умом и сообразительностью, и этим самым воспломеняясь друг к другу еще пуще. Теперь они пылают не только страстью, а и восторгами ненависти и восхищения друг другом. Нереализованная любовь превращается в мотиватор почище денег, похвал и социального статуса, эти люди растут на глазах. На пятом сезоне, размеренный и взвешенный сериал взрывается вулканом эмоций. И, явно, вся съемочная группа заражается экстазом, изобретая все новые и новые находки, искрометные диалоги и операторские выкрутасы.
С точки зрения же жизненной... Тут вопросы. Я бы не хотела оказаться на месте Алиши. Когда случалось оказаться, это кончалось плачевно и без Баха в сопровождении. Для Алиши эта история тоже плачевна, потому что лишает ее человеческого облика, и ради чего спрашивается? И ладно еще она бы все это проделала ради карьеры и женской эмансипации, о чем кагбе и сериал. Но нет, она совершает гнусное предательство любимого человека, ради сомнительной ханжеской идеи о том, что будет век верна тому, кто изменял ей и предавал неоднократно, потому что это почему-то абстрактно правильно, по книге правильно. Стрелка ее морального компаса разлажена. Вместо того, чтобы развеститсь с мужем, она тщетно пытается сохранить ему верность, ценой предательства не только Уилла, но и самой себя, что гораздо хуже. Верность мужу ее не оправдывает, а наоборот, оборачивается абсурдной деградацией. В этой коннотации название сериала усмехается иронической улыбкой. Завершается же эта фантасмагория трагедией уже из традиций "Игры престолов".
Помните, что Джош Чарльз собирался уходить из проекта? Вам позволили об этом на минуточку забыть, ведь невозможно, чтобы вывели из сериала героя, который оказался на первом плане и заиграл новыми красками, что твой брюллиант. Но в этом страшном сериальном мире все возможно, и в пятнадцатой серии пятого сезона, на самом пике улета, Уилл Гарднер глупо погибает. Настолько глупо и бессмысленно, что хочется выть. Алиша в этом не виновата, не думайте, она виновата только в том, что пропустила один его предсмертный звонок, и всю шестнадцатую серию мучается от собственной глупости, опустошенная и сдутая, лишенная сюжетного и человеческого стержня. Как ей жить дальше совсем не понятно, и я до сих пор не могу заставить себя включить следующую серию. Я зла на сериал за такое коварство. И не я одна. Фанаты горевали и злились шумно, укоряя Джоша Чарльза. Но я не его обвиняю, а жестокость авторов, которые сперва заставили привязаться к не очень приметному персонажу, а потом грохнули его на голубом глазу. Так не честно. Так не справедливо. Это аморально, так играть на зрительских эмоциях. С сюжетной же точки зрения, поскольку это все же сериал про Алишу, а не про Уилла, это правильно, потому что алишино горе становится твоим собственным, как будто сама потеряла любимого человка. Да ладно бы, просто любимого, а того, с кем не реализовался огроменный потенциал.
Теперь о личном. На самом деле в жизни часто так бывает. Мой жизненный опыт говорит мне, что не влюбляемся мы с первого взгляда в прекрасных юношей, поражающих прямо в сердце. Любовь - вкус приобретенный. Мы (а может, только я) влюбляемся в тех, с кем близко знакомы, к кому привязаны узами дружбы, уважения, долгого знакомства, рабочего или творческого. Вот перед тобой человек, как человек, знакомый, как твои пять пальцев, никаких особых эмоций не вызывающий, но стоит свету упасть на его лоб как-то по другому, чем обычно, стоит ему сказать фразу голосом чуть ниже обычного, пуговице открыться на груди, обнажая неопознанный клочек кожи, как волшебная трансформация происходит со знакомым человеком, и без всякого разрешения с твоей стороны вся энергия страсти и влечения вливается в него и остается жить в нем частью тебя. И ты ходишь себе по свету, осиротевшая и опустошенная, потому что этот человек забрал себе часть твоей души, и отдавать не желает, паскуда.
Чувствую себя обманутой и преданной вдвойне. Клянусь, я не собиралась влюбляться в Уилла Гарднера. После Хауса мое сердце оставалось запечатаным и хладным, я вообще ни в одного сериального персонажа не влюблялась, разве что к Тириону была неравнодушна и однажды к Сандору Клигану, на один день. А тут, стоило моему сердцу чуточку оттаять, как такое. Меня поманили, я повелась и мои едва оттаявшие надежды рассыпалить в пух и прах. Горе, о горе. Потенциал, обещанный Уилллом Гарднером касательно моей внутренней жизни растворился в небытии. Мне ничего не остается, как возненавидеть все американские сериалы. Правда, будь я Алишей Флоррик, я бы стала снимать свои, лаская главных героев солнечным освещением и комплиментными ракурсами. Но я не. Я даже чeстно искала сообщества и форумы по "Правильной жене", но, как выяснилось, мир уже не тот, каким был во времена повальной эпидемии "Хауса". Твиттер, фейсбук и прочие инстант медии сменили долгие, протяжные и обстоятельные простыни любящих фандомов. Поэтому мне остается только плакать в подушку.
Да почит с миром Уилл Гарднер. А с ним и мой вдохновенный полет. Мимолетный и непредсказуемый, как сама жизнь.