А вот и гербовая объявилась - бибисишные мушкетеры (спасибо, Наташа, за!). То, что доктор прописал. Повернулось, клацнуло, дернулось и - сработало! Сериал хорош хотя бы уже тем, что популярность любимой истории Дюма возрасла среди населения в разы. Сужу по случайному поиску фанфиков - из безнадежно мизерного количество оных по теме, вдруг образовалось очень большое число страниц. Фандом, значит, родился.
- снимать следует не "по мотивам", а "основано на персонажах".
Вообще-то сам сериал и есть один большой фанфик. Причем работает именно по классическим законам фанфикшена - альтернативная реальность вкупе с полной вхарактерностью. Персонажи, поставленные в очень странные и совершенно неканонные обстоятельства, при этом удивительным образом напрочь лишены ООС-а.
Что в очередной раз доказывает: хорошая история всегда зиждется на персонажах. А персонажи получились настолько уyух, что охотно веришь в дикий анахронистический бред: в то что мушкеты не надо перезаряжать, что миледи сожгла родовое поместье графа де ла Фер, урожденного Атоса, что Портос родился во Дворе Чудес (который Луи Справедливый собрался уничтожить ради повышения цены парижской недвижимости) у чернокожей нищенки и внезапно получил дворянский титул дю Валлона, в то, что французы называют себя джентльменами и даже в то, что королевская гвардия занимается детективным расследованием преступлений, когда не занимается шпионажем в среде революционеров и абболиционизмом. И все это не вызывает отторжения, а только удовольствие.
А все потому, что создатели поймали дух Дюма настолько верно, что не вспомнинается ни единый похожий прецедент. Ну разве что Дунаевскому с Ряшенцевым это удалось на словах и в музыке, типа "и жизнь хороша, хороша вдвойне, коль ей рисковать умеешь" и "когда твой друг в крови, будь рядом до конца". И вот теперь я понимаю, почему жигуновский фильм вызвал у меня сомнения в том, был ли вообще когда-нибудь пруд, потому что Жигунову удалось нивелировать все то мушкетерское, что есть в мушкетерах. А ведь мушкетеры это не пьянство, бездельничание, шляпы, шпаги и резня, то есть не только. Это еще и дружба до последней капли крови, преданность, верность без вопросов, тотальная отдача идеалам чести, одним словом - романтика. И вот этой разудалой романтики и бесшабашной преданности в маскетирс хоть отбавляй. Они сделали мне вспомнить, почему я когда-то была без памяти влюблена в этих героев, а это дорогого стоит, тем более, что все последние экранизации мушкетеров заставляли меня отрекаться, любя. Практически мини-рецедив. Надо же, что это сделали британцы!
Помимо всего остального, "Три мушкетера" Дюма это темпо-ритм, стремительность диалогов (-Да?! - Да! - Вы что? - И все же!) и сюжета, легкость пера, этакое аллегро, галоп, полька, звон шпаг, холерическое произведение, пышущее энергией. Вот это самое в певую очередь поймали создатели маскетирз. После вхарактерности, это, пожалуй, оказывается главным. Кадры мелькают, пронзая точностью и тонкостью, саундтрек куда-то стремиться и увлекает за собой, все время что-то происходит и ничего никуда задумчиво не провисает.
"Маcкетирс" это все то хорошее, что есть в постмодернизмe с его пренебрежением к нарративу. Tот прекрасный случай, когда постмодерн, ломая остовы, сохраняет фасады, бережно реставрирует ветхие здания со всеми удобствами и новшествами, но при этом оставляя памятникам архитектуры свой исконный вид, согласно законам урбанистического сбережения. Ну как новый отель "Астория" в Иерусалиме или улица Мамилла. Это когда понимают, что старое устарело, к жилью не пригодно, но это не значит, что надо его уничтожать, или по своему перекраивать; его следует разобрать по кирпичикам, каждый кирпичик пометить номером, а потом заново их слепить, уже над стеклянными лифтами и никелированными эскалаторами, вместо деревянных лестниц. Тут главное -сохранить порядок кирпичей. Именно поэтому работает "Шерлок", Одесса и Тель-Авив, что редко можно сказать про Иерусалим. И "Маскетирс" вот тоже работает.
Персонажи, вместе со всей немыслимой фанфиковой отсебятиной, в этом сериале сохраняют не только себя, прописанных в каноне, но и динамику отношений, созданную гением Дюма, тот самый олд-скул шарм, в котором четверо мужиков-солдафонов превращаются в эталон благородства и любви к ближнему. Гений Дюма, если вообще его можно анализировать (а с мушкетерами у меня это всегда плохо получалось), ведь именно в этом самом, в отношениях между четырьмя абсолютно разными людьми, которые почему-то настолько между собой химичат, что создают структуру, которая больше их самих, тот самый пятый элемент. Ведь сколько ни бейся над ингридиентами рецепта Дюма, разбирая его на части, все равно его торт невозможно повторить. Может все экранизации мушкетеров проваливаются из-за отсутствия какого-то тайного составляющего, думала я? Может быть кино о мушкетерах всегда суждено соотносится с оригиналом так же, как Пепси-кола к Кока-Коле? Многим из нас просто повезло испробовать Пепси до Кока, поэтому мы и подсели на фильм Хилькевича. Но на самом деле секрет волшебства оригинала все еще актуален. Вересковый мед, а не роман.
При этом, сразу ясно, что маскетирс снимали не только с детской восторженной любовью к книге, а и с пониманием прочитанного. Чего стоит только трепетное отношение Арамиса к Портосу, понимающих друг друга с полуслова, и доверяющих друг другу как самому себе, молчаливая харизма Атоса, без вопросов воспринимаемая остальной троицей, и одновременно его дистанцированность, как будто он сторонний наблюдатель разгильдяйства своих товарищей, Атос как сдерживающее звено, примирительное и создающее гармонию, восхищение д'Артаньяна Атосом и его шершавое взаимодействие с Арамисом, покровительство Атоса, и то, как безусый дАртаньян (это уже кино-канон. покажите мне хоть одного усатого, кроме Боярского) вливается в налаженный коллектив и занимает в нем свое особенное место, ненавязчиво, а как-то органично. Арамис, самый неоднозначный образ из всей четверки, так вообще выше всяких похвал - не томный поэт, и не хитрюга-интриган, а балансирующий на тонкой грани иронии человек острого ума и пылкого сердца.
Они это не иллюстрируют, они это как-то просто проживают, и существуют как единый хорошо налаженный механизм, а не как четыре человека, каждый из которых играет свою уникальность, чем грешит половина фильмов о мушкетерах. И вместе с тем, каждый из четверых получается уникальным и не похожим на массовку на фоне д'Артаньяна, чем грешит другая половина фильмов о мушкетерах. Быть мушкетером для этих латиносов в кадре значит Быть Мушкетером. Хоть на них нет мушкетерских плащей (а панковские куртки и ковбойские пистолеты), сердца их - сердца мушкетеров. Принадлежность их к мушкетерству заключается не в махании шпагами и скаканием на скакунах (чудесные, к слову, вороные у них в кадре), а в гордости, щедрости, прыти, отваге, готовности защищать друг друга и монархов хором, в ощущении "сообща", хоть и не без конфликтов. Их четверо, а действуют они как одно целое, и веришь в то, что у них победа - одна на всех, и что за ценой не постоят. Смотришь полную чушь про любовницу Арамиса, по совместительству являющейся любовницей кардинала, и про незабудки в медальоне у Атоса, а веришь, что это тот самый Атос, который знатен, как Дандоло и Монморанси, и тот самый Арамис, перед которым падают стены женских монастырей. И веришь, впервые что-ли на экране, что д'Артаньян таки на распутье между двумя дамами, любовью плотской и романтической. Ну и еще всякие мелочи и вкусности, свидетельствующие о любви к канону - реверанс в сторону кузины белошвейки, лилии на наплечниках у мушкетеров, отношение Арамиса к католической церкви, как к произведению искусства, первое явление Атоса в кадре вместе с бочкой ледяной воды. А благодаря высокопрофессиональной съемке, монтажу, эффектам и трюкам, трэш и угар псевдо-средневековья превращаются в прогулку по старому городу, отреставрированному со всеми удобствами для современного туриста (включая публичные туалеты на каждой площади).
Но это я пока только пять серий посмотрела.