"Не ручей - океан ему имя"

Mar 22, 2012 03:56

Так сказал об Иоганне Себастьяне Бахе его соотечественник Бетховен, обыгрывая немецкое значение слова "бах" - ручей. Правда, у Бетховена было "море". "Океан" в цитатах появился позднее - и действительно, это звучит точней. В наши дни музыканты идут дальше и говорят уже о "космосе" и "вселенной" Баха. Потому что во всех смыслах это была такая ( Read more... )

прошлое человечество, памятные даты

Leave a comment

viktor_solntzev March 23 2012, 07:32:26 UTC
Был в 80-х (уже на излете ГДР) сделан отличный 5-тисерийный фильм о Бахе. В последний раз по немецкому ТВ показывали на 250 лет со дня смерти. Нет у Вас случайно ссылки? Нигде не найти как ни искал..

Reply

vikrussia March 23 2012, 07:54:42 UTC
Сама бы рада была посмотреть. Увы - старые фильмы только где-то у коллекционеров, наверное. Если найдёте - тоже дайте знать. А я поспрашиваю у знакомых меломанов.

Reply

viktor_solntzev March 23 2012, 08:12:14 UTC
Там исполнение Et resurrexit из H-Moll мессы в исполнении Thomaner Chor. Хотя идеальным считаю интерпретацию Карла Рихтера.

Reply

vikrussia March 23 2012, 08:20:20 UTC
http://classic-online.ru/ru/production/1122
Там просто с добрый десяток исполнителей си-минорной мессы. Рихтер, кстати, тоже выложен. Но многие считают более аутентичным всё же Арнонкура. Мне и Караян нравится. А хора церкви св.Фомы, увы, не слышала...

Reply

viktor_solntzev March 23 2012, 14:48:08 UTC
Жороший ресурс! Жаль, что произведения даются одним файлом.
1. Послушал "Страсти по Иоанну" в интерпретации Аронкура : очень рваный и невыдержаные темп 1-го хора Herr, Unser Herr. У К.Рихтера больше задается нервная атмосфера последующих событий в непрерывном накате звучания. Это касается части до Da Capo.
Хор Jesum von Nasareth немного у Аронкура кокетлив более, чем предвестник трагедии.

2. В "Страстях по Иоанну" нет такого блестящего набора арий, как в матфеевских, но выделил бы Von den Sticken meiner Sünden, Eilt, Ihr angefochtnen Seelen, Es ist vollbracht - у Рихтера все же исполнение посильнее.

3. Рихтер здесь почему-то не загружается, но он есть на youtube.

4. Я впервые услышал вживую Mathäuspassion в Ленинграде с Латвийским хором под управлением Неэме Ярви. Он уехал в 70-е в США, теперб его два сына тоже дирижируют и бывают у нас во Франкфурте. Правда, Ярви исполнил всего 57 номеров.

Reply

vikrussia March 23 2012, 19:07:20 UTC
Приятно встретить поклонника и знатока Баха на просторах и-нета:) Спасибо за подробности и дополнения после прослушиваний. Очень интересно. Жаль, сама не могу сейчас заняться тем же и Вам ответить в Вашем же духе:) Надеюсь, ещё будет такая возможность попозже.

Reply

viktor_solntzev March 23 2012, 19:15:17 UTC
Я про Баха, наверное, книжку написать могу.) .

Reply

vikrussia March 23 2012, 19:17:48 UTC
Ну так вперёд! Что мешает? Мне вот мешает написать про Баха то, что я в данный момент пишу про Шумана:)))

Reply

viktor_solntzev March 23 2012, 19:29:12 UTC
Пока написанием про другое занят.) Что пишете о Шумане, если не секрет?

Reply

vikrussia March 23 2012, 20:41:28 UTC
Ох...И не спрашивайте лучше. Пока 4 года работы прошло, концепция сто раз поменялась. С каждым новым открытым документом что-то сдвигается в ту или иную сторону. Но если использовать клише - развенчание легенды о "счастливом союзе дух гениев". Вы-то, как живущий в Германии, вряд ли согласитесь. Клара у вас - икона.:)

Reply

viktor_solntzev March 23 2012, 21:01:49 UTC
Икона она была на купюре в сотню марок.)
Я мало что читал про Шумана, кроме биографии из серии "Если бы Шуман вел дневник" и "Клара Шуман" (кто автор , и не спрашивайте) ). Мне он не очень близок, хотя "Карнавал" люблю. Мне как-то Шуберт больше.
Люди искусства очень своеобразны и переменчивы.) Бах все-таки выделяется основательностью и был редкий трудяга, не злоупотреблявший гениальностью.

Reply

vikrussia March 23 2012, 21:26:15 UTC
Совершенно согласна с последней сентенцией:)
Но Шуман во многом продолжал линию Баха и был его творческим воспреемником, обожателем и пропагандистом. Просто Вы, вероятно, не так много его слушали. Я вот без его "Симфонических этюдов", "Фантазии", сонат-квартетов-трио-квинтета и тд... не представляю свой "музыкальный рацион". К тому же в море написанных им песен и романсов чётко прослеживается линия Шуберта, но с более прихотливой и оригинальной мелодикой. Шуберт - плоть от плоти немецкой народной песенности, Шуман - концентрация языка и внутреннего строя "утончённой городской интеллигенции". А его оратории, хоровые поэмы, концерты для сольных ин-тов с оркестром, наконец?...С "Карнавала" и "Любви поэта" у нас в муз. школах начинают изучение Шумана и...ими же зачастую и заканчивают:(

Reply

viktor_solntzev March 23 2012, 21:43:57 UTC
Я действительно Шумана мало слушал. Правда, "Любовь поэта" читал.)) Наверное, чисто немецкая музыка больше отвечает внутреннему моему строю.) Мой дед дирижировал порядком немецких классиков, но начиная больше с Брамса. Даже в интерпретации Вагнера ("Лоэнгрин") отметился. Хотя и итальянская тоже ничего.) Да и порядком энглинизированный Гендель. Кстати, Генделя "Иуду Маккавея" услышал черт когда в Ленинграде. На баховский уровень вытягивает на мой взгляд только "Мессия".

P.S. Я, хоть и с предками-музыкантами, но скорее продвинутый слушатель. А по призванию - военный, хотя им так профессионально и не стал.( Но так уж карта легла..

Reply

vikrussia March 23 2012, 21:52:13 UTC
Ну вот, что уж говорить про "рядовых слушателей", если Вы, человек "из музыкальной семьи", да ещё и с дедушкой-дирижёром, Шумана не знаете и не любите? А бедный наш Пётр Ильич считал, что будущие поколения назовут 19-ый век "веком Шумана":) Стасов вот тоже писал, что из тройки Мендельсон-Шуман-Вагнер самый достойный, конечно, Роберт. Кстати, Чайковский и в принципе-то гораздо более "шумановский" по манере, чем русский:) ...А Брамса я вслед за русскими критиками считаю холодным и слишком рациональным, этакой "вещью в себе" и для себя. За исключением пары-тройки шлягеров:)

Reply


Leave a comment

Up