...Как вы, друзья, понимаете, концерт местного симфонического оркестра с именем Шумана в афише мы пропустить не могли.
Бенароя - холл (названный в честь еврейского финансового воротилы Джека Бенароя) ныне является собственностью города, хотя на 60% был построен на частные взносы. Из необходимых 118 миллионов семья Бенароя внесла первые 15 и тем самым увековечила своё имя на здании. «Акустика филармонии считается лучшей на этом побережье и одной из лучших в стране», - сообщают справочники. В общем, всё верно. Зал (занимающий целый блок в центре Сиэтла) на 2,5 тыс.зрителей позволяет улавливать три «пианиссимо» даже в самых неудобных для смотрения местах. Но лучше бы это было не так!
Традиция местного оркестра выходить на сцену задолго до концерта и разыгрываться на глазах у пробирающейся к своим местам публики способна довести вас до белого каления - особенно если вы не переносите какофонию с пронзительными трубными глиссандо, лязг «тарелок» и скрежет двигающихся по паркету кресел… Добавьте сюда радостные возгласы музыкантов, приветствующих друг друга, раздачу оркестровых партий инспекторами групп, разглядывание себя в зеркалах «прекрасной половины» коллектива - и вы получите феллиниевскую «Репетицию оркестра» в миниатюре, за исключением того, что при просмотре фильма громкость можно регулировать. Всё то, что в большинстве уважающих себя оркестров мира оставляется за сценой - как грязная обувь перед входом в квартиру - в Сиэтле делается на глазах радостных зрителей. Да, да, радостных, потому что кроме нас, - испорченных русско-советской культурой, - всем подглядывать за жизнью оркестрантов ДО того, как они начнут своё священнодейство - «очень весело». В ответ на мой удивлённый вопрос, что же здесь происходит и зачем ЭТО, одна дама так и сказала - «это же очень весело».
Короче, к моменту исполнения любимого моего скрипичного концерта Шумана уши у нас так устали, что кроме тишины уже ничего не хотелось. Но, разумеется, мы мужественно остались на своих прекраснейших местах в 7-м ряду. Солировала 33-летняя Изабель Фауст - довольно крепкая профессионалка, партнёрша по камерному ансамблю нашего Александра Мельникова. Вероятно, она могла бы сыграть и лучше - ярче, энергетически мощнее, где надо - порывистей и тоньше, но… Дирижёр настолько подавлял и её, и оркестр, что вообще удивительно, как сочинение было сыграно до конца. Томас Дасгаард, датско-шведский рукомахальщик весьма среднего уровня, являл собой образец дирижёра карикатурно-комического. Он то извивался вокруг пюпитра, то заваливался набок, будто громом поражённый, то нацеливал свою палочку прямо в скрипку солистке, будто собираясь пронзить её шпагой… Он всем корпусом поворачивался к залу то одним профилем, то другим, то приседал и подпрыгивал на месте, будто готовился к балетному конкурсу… Говорят, это «новая дирижёрская школа», вроде бы и Курентзис заходится словно в падучей. Но, друзья мои, как же это мешает слушанию музыки!
В общем, на 7-ю Брукнера во втором отделении мы уже не остались. Вот несколько фото на память. Поболтать для музыканта -
святое дело:)))
.
Никаких декольте и бриллиантов: куртки, шубы и пальто в стране ледяных кондиционеров даже концертный зал превращают в сельский клуб:
Финальные аккорды: подставка сзади спасает дирижёра-акробата от падения: