Вторую из этих композиций полезно слушать, если ты беременный или новорожденный, а первую - в психотерапевтических целях (её потрясающая история - ниже).
Это случилось еще в XVI веке. В небольшой церкви в Вестфалии в Германии работал священник, пастор, поэт, писатель, мыслитель по имени Филипп Николаи (1556 - 1608). И вот в разгар его служения в Вестфалии случилось страшное. В маленьком городке, где он служил пастором, появилась моровая язва - или чума - которая в течении очень короткого времени «вырезала» 1300 человек. Представляете себе - уничтожить 1300 человек за короткий в махоньком провинциальном немецком городке! И вот пастор Филипп Николаи решил спасти людей, помочь им - они ведь приходили в церковь. И он говорил не столько о соболезновании, не столько о трагедии, которая их постигла, сколько читал свою книгу, которую он специально написал по этому случаю. Не удивляйтесь. Книга называется «Зеркало радости». Тогда Филипп Николаи. Один из последних «Meistersinger» - мейстерзингер, как говорят в России - мастеров пения. Нюрнбергские мейстерзингеры - целое цеховое сообщество, где писали стихи, где великий Ганс Сакс, как вершина грандиозной средневековой поэзии, написал книгу «Зеркало радости». Филипп написал книгу, чтобы спасти людей, дать им ощущение радости и счастья, потому что те, кто остались живы, те, кто миновали язву - они должны жить дальше. И не просто жить дальше, но испытать чувство радости, и, как ни странно, благодарности. Значит, что-то есть высшее в этом страшно нападении чумы. Значит, какой-то смысл был. И вот Филипп Николаи вместе с этой книгой подарил им два гимна - обращения к Богу.
Один начинается Wachet auf, ruft uns die Stimme «Пробуждайтесь, бодрствуйте, раздается Глас»
.
Пробуждайтесь! Раздается
Глас стражи на стенах и льется:
Проснись, Иерусалим святой!
Полночь бьет! Скорее, где вы?
Вставайте, умные вы девы.
Зажгите ярко ваш огонь!
Скорей, Жених идет,
Он вас к Себе зовет!
Аллилуия!
Бьет свадьбы час,
Зовет Он Вас!
Идите жениха встречать!
.
И вот последний куплет:
.
Громко гимны раздаются
И хором Ангелов поются
Под звуки арф и лютен звон.
Из двенадцати жемчужин
Врата построены, и чуден
Венец любви - небесный трон
Кто где-либо видал,
Иль где-либо слыхал,
Столько счастья!
Мы все встаем,
И все поем,
Тебе хвалу мы воздаем!
.
Для нас сегодня это кажется диким, о каком счастье говорит священник Филипп Николаи!? Это колоссальный психологический эффект! И вот этот гимн исполняли всей общиной - все люди, оставшиеся в живых, приходили в церковь и под звуки органа пели. Орган звучал величественно, могущественно!!!
.
Представляете себе - это звучал простой протестантский хорал - строгий хорал эпохи Реформации. И вот когда эти мастеровые люди с натруженными руками, грубоватые, жестковатые люди заходили в церковь - они потеряли близких, родных, и вот «Вставайте!», - говорят стихи «Вставайте - мы все встаем, и все поем Тебе хвалу мы воздаем!» Иль где-нибудь кто-нибудь видал и слыхал столько счастья?! Сегодня для нас это кажется диким. Но почему? Как можно говорить о счастье? Что это значит? И это тема
«Wachet auf, ruft uns die Stimme» (Пробуждайтесь, бодрствуйте, раздается Глас) - она пошла дальше во времени.
.
Прошло 100 лет, появился Иоганн Себастьян Бах. И он был потрясен этой историей, этой простой мелодией. Этими стихами Филиппа Николаи. Прошло ведь так много лет - и он сам читал эти стихи. Они были ему нужны, потому что однажды в жизни Баха случилось страшное событие. Князь Кётена Леопольд, у которого Бах служил в те годы - весной 1720 года - взял Баха с собой в очередную поездку. Бах должен был играть для Леопольда, импровизировать и фантазировать. Они приезжали в разные места, в разные города, в разные загородные замки, долго путешествовали. Когда они возвращались назад, подъехали к городским воротам Кётена -князь Леопольд и Иоганн Себастьян Бах, который сидел рядом с ним (князь Леопольд так высоко ценил своего придворного музыканта, что всегда сажал его рядом с собой в карету). И вот, представляете себе, подошли городские стражники, что-то сказали… «Можно ли сказать Баху?» Можно, ничего не поделаешь: умерла его чудная Мария Барбара - его жена. В одном мгновение умерла, и погибли вместе с ней трое детей, и осталось четверо детей. Представляете - какой ужас! Тогда Бах вспоминает эти стихи и пишет кантату. В ней оркестр начинает радоваться, потом вступает женский хор и поет ту же самую мелодию - как-то совсем по-другому, через 100 с лишним лет. Это чудо музыки Баха.
.
Трудно поверить, что это все связано со смертью, с массовым кошмаром. Музыка всей своей силой летает - когда Свет и Солнце. Только Бах может так радоваться - тихо и светло. Такое чудо. Эта кантата Баха становится одним из символов совершенства, гармонии, красоты. С тех пор прошло уже 300 лет. И эта музыка звучит и удивляет нас. (c)
Михаил Казиник