Лекция Томека Ленерта

Sep 02, 2010 19:08


Вчера вместе с vikanikamoony_dustmia_uoles и zazhigaj посетили  лекцию Томека Ленерта в московском БЦ. Лекция произвела впечатление своей четкостью и концептуальностью (сказались еще отличный перевод очаровательной Оли, понятный английский Томека, его ораторский дар, а также перегруженный впечатлениями день, к концу которого голова была абсолютно пустая и ничего не отвлекало внимание, кроме традиционно красивых девушек-бодхисаттв). Поэтому решил попытаться тезисно описать услышанное, в надежде на то, что другие участники меня поправят.
Тему лекции Томек определил как «Роль учителя в Буддизме», но весь первый день цикла лекций по сути посвятил объяснению того, почему лично он является буддистом. По его словам, нам всем необходимо что-то постоянное, на что можно было бы опираться и ориентироваться в жизненных ситуациях. Но если посмотреть вокруг, мы не увидим таких вещей, ведь абсолютно все подвержено изменениям (погода, работа, здоровье, экономика, политический строй, благополучие, семья, принципы, желания и т.п.) и рано или поздно ветер перемен переворачивает любую страницу.
В буддизме считается, что не подвержено изменениям лишь вневременное пространство ума, в котором все и происходит, и которое было всегда и будет существовать вечно. Все что мы переживаем, представляет собой свободную игру этого пространства. Мы и сами есть это пространство, хотя по ошибке отождествляем себя с собственным разумом, телом, чувствами и желаниями. Если осознать что мы являемся неразрушимым вечным пространством, а отнюдь не постоянно меняющейся субстанцией тела, ощущений и мыслей, в нас рождается ощущение бесстрашия. Это ощущение того, что чтобы не случилось, с тобой ничего не произойдет, навсегда освобождает и дарует ни с чем несравнимое состояние уверенности и спокойствия в пространстве. Другим аспектом осознавшего себя ума является ощущение спонтанной радости просто от понимания сути пространства. Как сказал Лама Оле, если бы вы видели себя так же как я вас вижу, вы бы сразу купили бы большое зеркало и все время в него смотрелись. Ну и наконец, реализованный ум хорошо влияет на окружающих людей - они чувствуют его красоту и стремятся к нему. Просветленный ум не означает спокойствие только при отсутствии раздражителей или «возбуждение от белой стены» - наоборот, все происходящее вокруг воспринимается гораздо более интенсивно и ярко. При этом в нас уже есть все необходимое для того, чтобы осознать свой ум - требуется лишь убрать лишние завесы, созданные неведением и мешающими чувствами, а по сути - сложившимися привычками. Таким образом, цель увидеть и осознать свой ум может быть очень достойной, мотивирующей и не изменяющейся со временем, в отличие от других видов целей, которые может поставить перед собой человек. Посвящая себя такой цели, мы принимаем прибежище в Будде, т.е. в реализованном уме, сияющем и свободном от завес. Однако для достижения успеха недостаточно только цели. Вторым компонентом, на который мы полагаемся, является учение Будды (Дхарма), которое масштабно, проверено временем, устраняет неведение и описывает методы реализации ума с учетом всех возможных комбинаций мешающих чувств. Третьим оплотом является Сангха (друзья на пути), которая олицетворяет сочувствие и дарит дополнительную мотивацию на пути к цели. Без сангхи (буддистских центров) бороться с соблазнами Сансары было бы практически невозможно. И наконец, четвертое и основное прибежище мы принимаем в Ламе (Учителе), которым в Буддизме Алмазного пути для нас может быть XVI-й Кармапа или Лама Оле Нидал. Без учителя продвижение не будет полноценным, поскольку он дает нам не только методы, но и благословение и защиту, значение которых трудно переоценить. Стоит учитывать, что защита подразумевает не спасение от любых неприятных жизненных ситуаций, а скорее от тех вещей, которые не являются необходимыми для нашего развития.
Если мы принимаем в качестве жизненных ориентиров эти четыре достойных компонента, критерии для принятия многих решений проясняются и мало что может отвернуть нас от цели. Каждую жизненную ситуацию мы можем рассматривать как обучающую и стараемся доверять ей, оставаясь осознанными, чтобы не происходило, и помня о неразрушимости нашей Будда-природы. Лучшей практикой на пути к цели является Нёндро, а также активное участие в жизни буддистского центра.
Это не означает, что все остальное в жизни нам неинтересно. Наоборот, мы стараемся жить полной жизнью, но помня об ориентирах, Дхарме и практике. Лучше всего помогает в этом постоянное воображение присутствия Учителя рядом с нами - тогда каждая ситуация и каждое наше действие проникнуто его реализованным умом, не знающим завес неведения и мешающих эмоций. В медитациях мы встречаемся с реализованным умом Учителя и чем сильнее мы верим, что просветление рядом с нами, тем лучше эффект от занятий.
Прыжок в развитии возможен только с хорошо подготовленной основы, поэтому если в нашей жизни слишком много негативного, первое что мы должны сделать, это накопить достаточно положительных впечатлений и лучшим способом сделать это является помощь другим людям.
Стоит помнить, что когда мы действуем только в своих интересах, энергия дается только для этого и её едва хватает на выживание, однако как только мы начинаем делать что-то для других, все они словно подталкивают нас и появляются новые невиданные силы. Если же мы делаем хорошие пожелания бесчисленным существам - мы получаем еще больше.

Сегодня и завтра в 20:00 продолжение лекции.

Вика, Развитие, Буддизм

Previous post Next post
Up