День знаний

Sep 28, 2019 15:52



75 лет тому назад, 27 сентябпя 1944 года, в небе над над старинным университетским городком Гёттинген появилась 445-я бомбардировочная авиагруппа ВВС США. Группа в составе 35 тяжелых бомбардировщиков В-24 "Либерейтор" с авиабазы Тибенхэм участвовала в массированном налете на моторный завод фирмы "Хеншель" в Касселе.

Однако по дороге к цели она попала в облачность и сбилась с курса. Промахнувшись на 50 километров, американцы, вместо Касселя, вышли к Гёттингену. Поняв свою ошибку, они, тем не менее, разбомбили город вместе со знаменитым университетом, который еще в XIX веке считался "научной Меккой" Германии.

На обратном пути их атаковали поднятые по тревоге перехватчики из 3-й и 4-й эскадр Люфтваффе. Эти эскадры были, в основном, вооружены истребителями "Фокке-Вульф" FW-190А "Штурмбок" с усиленным вооружением и бронированием. Несмотря на огонь воздушных стрелков, они устроили американцам настоящий погром, сбив за считанные минуты 25 "Либерейторов".

Полному уничтожению группы помешали вызванные по радио истребители "Мустанг", сопровождавшие основные силы бомбардировщиков над Касселем. Услышав в наушниках отчаянные призывы о помощи, они оставили своих подопечных, на которых никто не нападал, и поспешили к Гёттингену. С их появлением картина схватки резко изменилась, так как тяжелые и неповоротливые "Штурмбоки", предназначенные для борьбы с бомбардировщиками, не могли драться на равных со скоростными "Мустангами", к тому же, у немцев заканчивались боеприпасы.

Во второй фазе боя "Фокке-Вульфы" подверглись такому же разгрому, какой они только что учинили "Либерейторам". Американцы сбили 29 немецких истребителей, потеряв при этом только один. Впрочем, вполне возможно, что часть побед, отнесенных на счет "Мустангов", на самом деле успели одержать стрелки сбитых бомбардировщиков.

Уцелевшей десятке "Либерейторов" предстояло пролететь до своего аэродрома более 600 километров, однако, мало кому это удалось, поскольку все машины имели серьезные повреждения. Две из них рухнули на территории Бельгии, еще две - во Франции, два экипажа совершили аварийные посадки на истребительном аэродроме Манстон и только четыре "Либерейтора" добрались до Тибенхэма. После осмотра три из них пришлось списать, как не подлежащие ремонту. Таким образом, от авиагруппы остался всего один самолет.

Из экипажей сбитых бомбардировщиков 107 человек погибли, 121 выбросились с парашютами и попали в плен. Еще 11 летчиков, спустившихся на парашютах, были схвачены и убиты жителями Гёттингена, мстившими за гибель своих родственников и за разрушение своих домов. Также погиб пилот сбитого "Мустанга" Леон Лэмб. Немцы потеряли в воздушном бою 18 пилотов "Фокке-Вульфов".

К сказанному можно добавить, что в дальнейшем Гёттинген еще шесть раз подвергался бомбардировкам, в ходе которых, помимо прочего, была уничтожена университетская библиотека, а также - геологический, зоологический и медицинский факультеты. Последними жертвами войны в этом городе стали три эксперта-взрывотехника, погибшие в 2010 году при попытке обезвредить найденную на территории университета неразорвавшуюся 2000-фунтовую бомбу.



Самолет-лидер 445-й бомбардировочной авиагруппы. Яркий "антикамуфляж" предназначался для лучшей заметности и быстрого распознавания командирской машины другими экипажами. Однако он же, естественно, привлекал внимание вражеских перехватчиков, которые стремились уничтожать такие машины в первую очередь.





"Либерейторы", сбитые над Германиией в 1944 году.



Разбомбленный американцами моторный завод в Касселе.


"Штурмбоки" из 3-й истребительной эскадры Люфтваффе и "Мустанг" из 361-й авиагруппы ВВС США, участвовавшие в воздушном бою над Гёттингеном. Рисунки Клауса Сундина.

США, Германия, ВВС, авиация, История, Вторая мировая

Previous post Next post
Up