Для начала исполняю обязательный ритуал и поздравляю всех женщин, читающих этот блог, с их гендерным праздником, хотя я, в общем, согласен в его оценке с
Кураевым.
А теперь, перейду к более интересному, на мой взгляд, событию, юбилей которого выпадает на сегодняшний день. Ровно 80 лет назад, 8 марта 1937 года, началась битва под Гвадалахарой, в которой испанская республиканской армия, ополченцы и интербригадовцы сумели нанести первое и, увы, единственное тяжелое поражение итало-фашистскому экспедиционному корпусу, воевавшему на стороне франкистских мятежников.
До этого республиканцам с большим трудом удалось остановить франкистов, наступавших на Мадрид с юга и запада, итальянцы же решили нанести удар с севера. В первые дни благодаря внезапности и значительному численному перевесу они прорвали фронт и продвинулись на 25-30 километров, захватив ряд населенных пунктов. На флангах наступали франкисты, а на острие удара - итальянские дивизии "Литторио" и "Черное пламя".
Однако в дальнейшем республиканцы, подтянув резервы, в частности - несколько интернациональных бригад, остановили фашистов у городов Ториха и Бриуэга. 18 марта, уравняв силы, они нанесли контрудар и выбили итальянцев из Бриуэги, а затем - отбросили противника еще на 15 километров. 23 марта сражение прекратилось из-за взаимного истощения. Всю захваченную территорию отбить не удалось, но главная задача была решена - наступление на Мадрид сорвано. Линия фронта на этом участке стабилизировалась до конца войны.
Очень важную и едва ли не решающую роль в сражении у Гвадалахары сыграла республиканская авиация, в том числе - советские летчики-добровольцы. Совершая ежедневно до 150 боевых вылетов с аэродрома Альбасете, имевшего бетонную взлетную полосу, они наносили бомбо-штурмовые удары по вражеским войскам, препятствовали их снабжению и подходу резервов. А итало-франкистская авиация, которая действовала с грунтовых ВПП, была парализована весенней распутицей и не смогла оказать эффективного противодействия.
Потери республиканских войск составляли примерно 2000 человек убитыми, 4000 - ранеными и около 400 - пленными. Итальянцы за две недели потеряли убитыми более 3000 солдат и офицеров, 4000 - ранеными и 800 - пленными. Франкисты лишились 400 человек без разбивки на убитых и раненых. Республиканцам достались богатые трофеи - 65 орудий, 13 минометов, 500 пулеметов, 10 танкеток, 67 грузовиков, несколько тысяч единиц ручного стрелкового оружия и большое количество боеприпасов.
На заставке - республиканские истребители советского производства И-15 "Чатос" атакуют итальянскую воинскую колонну.
Карта сражения под Гвадалахарой. Итало-франкистские войска помечены красным.
Солдаты дивизии "Литторио" по пути на передовую.
Слева - главком республиканской армии генерал Хосе Миаха и его начальник штаба полковник Рохо, которого очень любили советские корреспонденты за его фамилию. Справа - командующий итальянским экспедиционным корпусом в Италии генерал Марио Роатта на франкистской почтовой открытке.
Истребитель И-15 с опознавательными знаками испанских республиканских ВВС. Во время Гвадалахарской операции эти машины использовались в качестве легких штурмовиков.
Испанский разведчик и легкий бомбардировщик Р-5, также принимавший активное участие в битве под Гвадалахарой.
Бойцы американской интербригады имени Линкольна.
Советский журналист Илья Эренбург в гостях у польской интербригады имени Домбровского.
Отступление итальянцев от Бриуэги и брошенная на дороге итальянская техника, захваченная республиканцами.
Итальянцы, попавшие в плен под Гвадалахарой.
Пленные франкисты.
Захваченная республиканцами итальянская танкетка "Фиат-Ансальдо".
Вдовы убитых под Гвадалахарой итальянских солдат и офицеров на траурной церемонии в Риме.
Республиканцы празднуют победу.