Манежное разочарование

Nov 17, 2012 03:17


Как ни банально это звучит, но столетние юбилеи являются событиями настолько редкими, что отмечать их надо с размахом, а мероприятия по этому поводу должны быть если не грандиозными, то, по крайней мере, яркими и запоминающимися. С такими мыслями я ехал вчера на открывшуюся в московском Манеже выставку "Крылатый век России", посвященную столетию отечественной военной авиации.
К сожалению, выставка абсолютно не оправдала моих надежд, а при ее осмотре на ум то и дело приходило слово "халтура". Столь нелепое оформление и убогую экспозицию я никак не ожидал увидеть в главном выставочном зале страны.
Особенно бросалось в глаза ничтожное количество натурных экспонатов. Самое поразительное, что 100-летняя история наших ВВС представлена двумя современными копиями французских аэропланов и одним польским планером. Никаких других целых самолетов и даже полноразмерных макетов не было, а большинство экспонатов составляли фотографии, распечатанные на принтере плакаты и модели, свезенные из нескольких московских музеев.
Почти все они почему-то расставлены прямо на полу, буквально под ногами у посетителей. Очевидно, у организаторов выставки не хватило денег на витрины или подиумы, зато их хватило на "креативные дизайнерские изыски", вызывающие, мягко говоря, недоумение.

При входе посетителей встречает вот такая загадочная композиция из рваной полиэтиленовой пленки на деревянном каркасе, каких-то проводов, сучков и засохшей кладбищенской гирлянды. Что хотели этим сказать господа оформители?



Далее взгляд упирается в большую полупрозрачную панель под сенью военно-воздушного флага. На фотографию облачного неба наложен компьютерный рисунок бомбардировщика "Илья Муромец", почему-то сплошь испещренный волнистыми линиями. Особый шарм этому рисунку придает то, что бомбардировщик парит в воздухе с остановившимися винтами, причем застывшими синхронно, в одном положении (copy-paste?).  



Затем по левую сторону выставлен польский спортивный планер Jantar с новой эмблемой российских ВВС на киле. 



По правую руку от входа сразу привлекает внимание великолепный  Nieuport-17C в раскраске русского аса Первой мировой войны Александра Казакова. Подробнее о нем здесь:
http://vikond65.livejournal.com/2605.html
На мой взгляд, это главное украшение экспозиции.  



Рядом с "Ньюпором" - привезенная из Петербурга весьма точная копия французского Farman-IV образца 1910 года. На таких "аппаратах тяжелее воздуха", собранных из тонких деревянных реек, учились летать первые российские авиаторы. 



Между крылом и оперением "Фармана" стоят три модели самолетов-гигантов - "Руского витязя", "Ильи Муромца" и "Святогора" из научно-мемориального музея Н.Е.Жуковского. Увы, модели, которым уже более полувека, давно нуждаются в реставрации. Обшивка на них потрескалась, многие расчалки оборваны, а у "Святогора" сильно провисла правая полукоробка крыльев. Табличек возле моделей нет, поэтому посетителям, заплатившим, кстати, по 250 рублей за вход, остается только гадать, что же это за самолеты.



Еще хуже выглядит стоящая там же и столь же древняя модель "Ньюпора-4" с отломанной левой плоскостью. Неужели так сложно было провести, хотя бы, элементарный ремонт, прежде чем ставить ее в экспозицию?



Модель самолета Можайского - едва ли не единственная, для которой нашлись подставка и табличка.



А вот модели цельнометаллического дирижабля Циолковского повезло гораздо меньше, ее оставили безымянной и задвинули в дальний угол. 



Центральный Дом авиации и космонавтики отметился весьма интересным экспонатом - биротативным двигателем Уфимцева АДУ-4, сделанным в 1912 году.  



Главным экспонатом эпохи Великой Отечественной войны является предоставленный красногорским Музеем техники Вадима Задорожного истребитель Як-1. Точнее, то немногое, что от него осталось после того как этот самолет совершил вынужденную посадку и почти через 70 лет был найден поисковиками. Неподалеку от полусгнивших обломков "Яка" стоит двигатель от сбитого штурмовика Ил-2.
Честно говоря, такой подбор экспонатов оставляет неприятное впечатление. Конечно, войн без потерь не бывает и победа советской авиации досталась дорогой ценой. Но зачем было ограничиваться лишь останками сбитых машин, как будто наша авиация только и делала, что несла потери? Ведь у Задорожного, да и в других российских музеях есть немало уцелевших и хорошо отреставрированных самолетов, на которых наши летчики били фашистов и в конце концов завоевали господство в воздухе. Что помешало привезти их на выставку?






Остальные разделы просто навевают уныние и скуку. Вот, например, часть экспозиции, посвященная послевоенной советской авиации. Широко известные и многократно публиковавшиеся фотографии плюс несколько весьма примитивных моделей, возле которых опять-таки нет табличек. 



Стенд с "креативно" нарезанной волнистыми линиями фотографией амфибии Ш-2, под которой притулилась моделька  летающей лодки Григоровича М-5, почему-то без мотора. 



А это, очевидно, произведения искусства. Подписей к ним нет. 



Очередной стенд с фотографиями. 



И еще один замечательный стенд с "волнисто-полосатым" Ла-11, летящим в свете прожекторов над Красной площадью. Заметьте, кстати, что фотка отзеркалена, но кого волнуют подобные мелочи?  



Количество посетителей примерно соответствовало качеству экспозиции. Огромный зал Манежа выглядел пустым и безлюдным.  






И все же, не хотелось бы заканчивать репортаж на грустной ноте. Люби авиацию, парень. Быть может, ты станешь новым Туполевым, Громовым или Покрышкиным. И твои достижения будут гораздо лучше представлены на будущей выставке в честь очередной годовщины российского воздушного флота.  



ВВС, репортажи, авиация, История

Previous post Next post
Up