Меголомания

Jan 11, 2015 19:17

Через четверть века после Милле идея мотоцикла с ротативным двигателем, встроенным в ведущее колесо, неожиданно возродилась в Германии. В 1919 году изобретатель из Мюнхена Фридрих Коккерел (для "благозвучности" поменявший фамилию на Гоккерел) построил прототип мотоцикла с передним мотор-колесом, внутри которого вращался пятицилиндровый двухтактный двигатель объемом 640 "кубов" и мощностью 14 лошадиных сил. Гоккерелу удалось разработать для него замкнутую систему смазки, благодаря которой двигатель не "плевался" маслом через выхлопные патрубки как самолетные ротативные моторы времен Первой мировой войны.
В отличие от мопеда Милле, усилие на колесо передавалось не напрямую, а через понижающий планетарный редуктор, из-за чего скорость вращения мотора была в шесть раз выше, чем у колеса, причем колесо и мотор вращались в противоположных направлениях. Однако сцепление и коробка передач по-прежнему отсутствовали, поэтому завести мотоцикл можно было только "с толкача", либо раскручивая колесо вручную, а для остановки требовалось глушить двигатель. Разумеется, это создавало большие неудобства, особенно - при езде по городу и остановках на светофорах.
Тем не менее, Гоккерелу и его компаньонам Мейкснеру и Ландграфу удалось в 1921 году организовать фирму и наладить серийное производство таких мотоциклов, получивших название "Мегола" (акроним фамилий Мейкснер-Гоккерел-Ландграф). В первой половине 1920-х годов фирма выпустила более 2000 "ротативных" мотоциклов в нескольких модификациях. Примерно десяток из них сохранился до наших дней. Но в конце концов "Мегола" не выдержал конкуренции с "классическими" моделями и в 1925 году его выпуск прекратился.



Фридрих Коккерел/Гоккерел на прототипе своего мотоцикла.



Модификация "Мегола-турист" имела удобное сиденье автомобильного типа и заднее колесо, подвешенное на эллиптических рессорах, благодаря чему езда на ней считалась весьма комфортной. На ровной дороге мотоцикл развивал скорость до 85 км/ч. На вилке переднего колеса укреплен прямоугольный расходный бензобачок, а в качестве основного бензобака использовалась полая рама.



Журнальная реклама "Меголы". Из-за низкой рамы, позволявшей ездить в юбке, этот мотоцикл позиционировался как женский.



"Мегола-спорт" с мотором повышенной мощности и обычным мотоциклетным сиденьем. В 1924 году Тони Баухофер на этой машине завоевал первое место в общегерманской мотогонке, развив скорость 142 км/ч.



"Меголы" на старте моторалли.



"Мегола" с обычной мотоциклетной рамой.



Один из сохранившихся до наших дней экземпляров "Меголы-туриста".

"Третье пришествие" ротативного мотоцикла состоялось опять в Германии в 1938 году, когда инженеры Киллингер и Фройнд представили на Берлинском автомобильном салоне очень футуристичный мотоцикл с трехцилиндровым мотор-колесом объемом 600 кубических сантиметров. На сей раз изобретатели сумели разместить в моторной втулке, помимо редуктора, механизм сцепления и двухступенчатую КПП. На первой передаче мотоцикл развивал скорость 70 км/ч, а на второй - 130. При этом моторный агрегат вместе с колесом весил всего 45 кг, а весь мотоцикл - 130.
Прототип был построен и испытан на фирме "Порше", однако она по какой-то причине не стала развивать этот интересный проект и даже не пыталась наладить серийный выпуск. Возможно, менеджеров фирмы отпугнул слишком непривычный для тех времен облик машины, излишняя оригинальность ее конструкции и сложность силового агрегата.





Дизайн мотоцикла "Киллингер унд Фройнд" опережал свое время лет на 20.



Американский солдат с прототипом "Киллингер унд Фройнда", найденным в 1945 году и впоследствии вывезенным в США.



Мотор-колесо последнего "ротативного мотоцикла".

транспорт, техника, дизельпанк, История, экзотика

Previous post Next post
Up
[]