Предыдущая часть Подведение итогов боевых действий 9-й Воздушной Армии в Советско-японской войне начнем со сроков. Дальнебомбардировочная авиация работала в боевой обстановке с 9 по 16 августа, фронтовая - с 9 по 17, военно-транспортная - с 9 по 23 (дата последнего десанта). За это время истребители выполнили 2223 самолетовылета, штурмовики - 955, бомбардировщики, включая дальние - 926, разведчики и корректировщики - 338, связные и санитарные самолеты - 1662, а всего - 6104 (в том числе боевые машины - 4442).
Таким образом, на каждый боевой самолет 9-й ВА за время войны пришлось в среднем по четыре вылета или по 0,43 вылета в день. Наивысшая интенсивность боевого применения наблюдается у штурмовиков (что не удивительно, учитывая характер боевых действий) - 0,63 самолетовылета в сутки. На втором месте истребители - 0,46 вылета, на третьем бомбардировщики, разведчики и корректировщики - по 0,39 вылета.
Транспортная авиация до конца войны произвела 667 вылетов, перевезла 2487 человек, 90540 кг ГСМ, 75350 кг боеприпасов и 132815 кг иных грузов.
Бомбардировщики и штурмовики 9-й ВА израсходовали в ходе войны 895,6 тонн бомб, в том числе 732 тонны фугасных, 131 тонну осколочных, 22 тонны зажигательных и 10,6 тонны противотанковых, а также 5956 реактивных снарядов.
О том, насколько эффективно были израсходованы эти боеприпасы, мы можем судить, в основном, по докладам экипажей, в отдельных случаях подкрепленным данными фотоконтроля и донесениями наземных частей.
Согласно имеющимся советским данным, авиаторы-дальневосточники уничтожили два бронепоезда, 11 танков, два бронеавтомобиля, 11 зенитных батарей, три отдельных зенитных орудия, 509 автомашин, 123 повозки, 41 паровоз, 25 железнодорожных составов, 48 складов и более 140 различных оборонительных сооружений (дотов, дзотов, блиндажей, капониров, бункеров, стрелковых точек и т.д.). Кроме того уничтожено и рассеяно до шести полков пехоты и четыре эскадрона конницы. В воздушных боях сбито три самолета, еще пять - сожжено на аэродромах.
Я не могу подтвердить или опровергнуть эти цифры данными противоположной стороны, так как в хаосе и неразберихе, царивших в Маньчжурии с самого начала войны, учет потерь японцами фактически не велся. А если что-то и пытались подсчитывать, то в любом случае эти штабные документы в Японию не попали и были уничтожены при капитуляции. Как бы там ни было, а японские историки до сих пор не опубликовали никакой информации о потерях Квантунской армии от действий советских ВВС в августе 1945 года, что дает повод говорить о ее отсутствии.
Впрочем, с нашими потерями в самолетах тоже далеко не всё ясно. Начнем с того, что во многих фондах авиаполков 9-й ВА, хранящихся в ЦАМО, нет ни журналов боевых действий, ни оперсводок, ни каких-либо иных документов, содержащих сведения о потерях.
Правда, в "Описании боевых действий 9-й Воздушной Армии за период войны с Японией" есть обобщенные данные, представленные в виде таблицы:
Тип Сбито зенитным Не вернулось Разбилось в авариях ИТОГО
огнем с боевых заданий и катастрофах
Як-9 10 6 2 18
Ла-5/Ла-7 1 3 3 7
Ил-2 3 4 1 8
Пе-2 1 3 - 4
Ил-4 - 17 4 21
Ли-2 - - 1 1
ТБ-3 - - 1 1
УТ-2 1 - - 1
По-2 1 - - 1
ВСЕГО 17 33 12 62
Между тем, в итоговом "Политдонесении", составленном политотделом того же штаба по окончании боевых действий, указаны совсем иные цифры. Общее количество потерь там не 62, а только 46 самолетов, но при этом отсутствует категория "Не вернулись с боевых заданий". Наиболее вероятно, что в донесение включены лишь те машины, обстоятельства потерь которых выяснились ко дню его составления. Еще 16 машин, судя по всему, так и не были найдены, а потому причины их "исчезновения" оставались тайной.
Однако гораздо интереснее другое. Согласно "Политдонесению", урон от зенитного огня составлял не 17, а всего лишь восемь машин! Зато 18 самолетов были списаны в результате аварий, пять разбились в авиакатастрофах, сопровождавшихся гибелью людей, а еще 15 самолетов совершили вынужденные посадки вне аэродромов из-за выработки горючего.
В донесении также указано, что все пять катастроф и 11 аварий вызваны ошибками в пилотировании, две аварии обусловлены нарушениями летной дисциплины, а еще пять аварий и все внеаэродромные посадки произошли из-за потери ориентировки (иными словами, экипажи просто заблудились).
Таким образом, в "Политдонесении" к небоевым потерям отнесено не 12, а 23 самолета - ровно половина от общего числа потерь, зато количество сбитых в два с лишним раза меньше, чем в "Описании".
Пытаясь разобраться в столь вопиющем противоречии, я обратил внимание на то, что итоговое количество сбитых самолетов в "Политдонесении" гораздо больше соответствуют сумме ежедневных донесений и сводок. По ним 17 жертв японских зениток никак не набирается. Есть и еще один любопытный момент. Как уже говорилось, в "Политдонесении" за 9 августа указан Пе-2, разбившийся при посадке из-за ошибки пилота, однако в "Описании" эта катастрофа не упоминается, более того, там вообще нет ни одного Пе-2, потерянного в небоевой обстановке. Исходя из этого можно предположить, что авторы "Описания" дабы уменьшить на бумаге процент аварийности решили "перекинуть" значительную часть небоевых потерь в боевые. Причина вполне очевидна - снять с себя ответственность за аварии и катастрофы, вызванные недостаточной подготовкой личного состава и пренебрежением летной дисциплиной.
Такой же вывод напрашивается при сравнении балансов боевых и небоевых потерь в Великой Отечественной и Советско-японской войнах. В годы ВОВ боевые потери советских ВВС, включая пропавших без вести, в среднем составляли менее 50% от общей убыли матчасти и ни за один отчетный период они не достигали 70%. А в 9-й Воздушной армии, если верить "Описанию", боевые потери превышали 80% от общего числа потерь, причем в условиях полного отсутствия воздушного противника!
В общем, на основе имеющихся данных назвать точную цифру наших боевых потерь, увы, невозможно. Можно лишь очертить весьма широкие примерные границы: от восьми до 24 самолетов. Первая цифра - количество сбитых самолетов по данным "Политдонесения". Вторая - она же плюс 16 пропавших без вести, хотя наверняка далеко не все они были сбиты.