На сегодняшний день приходится один из самых символичных и трагичных "юбилеев" в многовековой российской истории. Ровно 120 лет назад, 9 января 1905 года (по старому стилю) произошло событие, известное под названием "кровавое воскресенье". На мой взгляд, оно стало первой из двух крупнейших ошибок российских властей за более чем 300 существования романовской династии. Вторая - окончательная и фатальная - втягивание страны тем же царем и его окружением в Первую мировую войну.
Ничем не спровоцированный расстрел многотысячного мирного шествия с иконами и портретами "помазанника" сделал режим Николая Романова ненавистным, а революцию - фактически неизбежной. Нынешние "постмонархисты" в качестве оправдания этого преступления обычно приводят такой аргумент: толпа якобы могла смять оцепление, ворваться в Зимний дворец и устроить там погром.
Но даже если бы это произошло (в чем я очень сильно сомневаюсь), то ущерб для авторитета монархии был бы неизмеримо меньшим, чем от того, что случилось в реальности. Тем более, что Николаю и его семейству в любом случае ничего не угрожало, поскольку они находились не в Петербурге, а в Царском селе.
Также среди поклонников царизма популярны сказки о том, что в толпе якобы были провокаторы, стрелявшие в солдат и тем самым вызвавшие ответный огонь. И о мифических снайперах, якобы стрелявших с крыш и чердаков. Но никаких доказательств этому нет. Среди участников расстрела никто не получил ни единой царапины, а двое погибших городовых шли к Зимнему дворцу вместе с демонстрантами, следя за порядком, и были убиты солдатами, стрелявшими в толпу.
В общем, 9 января 1905 года самодержавная власть в своем презрении и жестокости к собственному народу переступила грань безумия, сыграв тем тем самым на руку революционерам, террористам, сепаратистам, да и вообще - всем своим врагам, как внешним, так и внутренним. В этом суждении я далеко не оригинален, подобные оценки случившемуся давали люди самых разных политических взглядов, от предводителя большевиков Ульянова-Ленина до белогвардейского лидера барона Врангеля.
А вот фрагмент из интервью известного историка-архивиста профессора Исаака Розенталя (1929-2018), посвященного "кровавому воскресенью", в котором даны ответы на целый ряд часто задаваемых вопросов.
Сыграли ли эсеры, меньшевики и большевики сколь-нибудь заметную роль в событиях 9 января 1905 года?
- Сразу уточню: до 9 января никаких контактов ни с социал-демократами, ни с эсерами поп Гапон не имел. До самого 9 января в своих проповедях он доказывал, что добиться удовлетворения своих нужд рабочие могут без участия в антиправительственных акциях и революционной борьбы. Идея составить петицию и вручить ее не имела никаких точек соприкосновения с тактикой революционных партий, которые поначалу стремились отговорить рабочих от участия в шествии. В этот момент они даже не пытались обсуждать пункты петиции.
Другое дело, что когда уговоры не возымели действия, представители революционных партий пытались принять участие в составлении петиции. Но рабочие, как правило, их выгоняли. Гапон лично отредактировал этот текст, и затем он обсуждался на предприятиях и в отделениях “Собрания русских фабрично-заводских рабочих”. Поэтому говорить, будто бы что-то было рабочим навязано - нельзя.
- Однако в петиции было требование созыва Учредительного собрания.
- Подписывавшие петицию рабочие не рассматривали Учредительное собрание как орган, призванный изменить основные принципы государственного устройства. Речь шла о том, чтобы созвать представителей народа, но никакую республику и даже конституционную монархию никто устанавливать не собирался. Здесь уместнее вспомнить славянофильский тезис: “Сила управления - царю, сила мнения - народу”.
Замученные произволом властей и предпринимателей, издевательствами и обманами рабочие выход из положения увидели в установлении канала непосредственного общения с царем. Для них царь олицетворял правду и справедливость, он не обидит и не оставит. Петицию рабочие воспринимали как документ, который должен способствовать устранению преграды между царем и трудовым народом. Этот мотив был ключевым.
- Содержание “челобитной” было заранее известно властям. Что в ней не устроило Николая II настолько, что он не остановился перед кровопролитием?
- Что дело идет к расправе, многие поняли еще накануне, когда город был наводнен войсками. Пытаясь предотвратить катастрофу, делегация интеллигенции с участием Максима Горького вечером 8 января сделала попытку встретиться с царем. Но Николай II от встречи уклонился. Аналогичным образом повел себя министр внутренних дел Петр Святополк-Мирский. Ничего не дало и обращение к Сергею Витте.
То, что шествие будет абсолютно мирным, ни для кого не было секретом. Однако Николай II относился с подозрением не только к общественным организациям, но и к любым массовым действиям. И хотя возглавленное Гапоном религиозное шествие нельзя квалифицировать как демонстрацию или манифестацию, сам факт массового “скопища” был воспринят царем как беспорядки. Ему было не важно, что рабочие шли к нему с семьями, неся хоругви, иконы и портреты самого Николая II. Главное - “беспорядки следует пресекать”.
- Шествие рабочих к Зимнему дворцу представляло для власти хоть какую-то угрозу? Ведь Зимний никто штурмовать не собирался.
- Никакой угрозы не было. Логика власти была проста: если шествие не разрешено, значит надо действовать методами устрашения. Дядя царя, великий князь Владимир Александрович, руководивший расправой над рабочими, прямо говорил, что "России будет полезно небольшое кровопускание".
- 9 января разошлись пути Гапона и Департамента полиции?
- 9 января их пути действительно разошлись. Гапон остался с рабочими. Вплоть до 9 января все шло по намеченному Гапоном сценарию. Согласно плану, утром колонны рабочих начали движение из разных концов Петербурга с целью достичь Дворцовой площади в два часа дня. Петицию нес сам Гапон, идя во главе колонны рабочих Нарвского района. Но ей, как и другим колоннам, путь преградили солдаты. На Дворцовую площадь смогла пройти меньшая часть участников шествия. Большинство же было расстреляно и рассеяно еще на окраинах. Та же участь постигла и рабочих, дошедших до Зимнего дворца.
- Какова была численность погибших и пострадавших?
- Согласно официальным данным, погибшими считались 96 человек, а ранеными 333 человека. Однако, если свести воедино сообщения и описания свидетелей, наблюдавших трагедию в разных местах столицы, то становится очевидным, что официальные данные совершенно недостоверны. По сведениям журналистов, суммарное число убитых и раненых колебалось в интервале от 4500 до 4900 человек. Но и эти данные не бесспорны, поскольку убитых хоронили тайно и сразу на четырех кладбищах.
Наконец, главное. Принято считать, что первая русская революция началась 9 января 1905 года. Однако само по себе шествие не являлось революционной акцией! Повторяю, те, кто шли к царю, вовсе не стремились его свергать. Расстрел рабочих - тоже еще не революция. Революция - действие не правительственное. Вместе с тем, революция началась именно потому, что произошел расстрел. Главным же итогом трагедии в столице стал перелом в умах и в массовом сознании. Произошло крушение народной веры в царя. И в этом смысле 8 и 9 января - дни из разных эпох.
Кавалерия на Дворцовой площади утром 9 января. Как видите, власти тщательно подготовились к "мероприятию". Подогнали даже походную кухню.
Офицеры, непосредственно командовавшие расстрелом в Санкт-Петербурге. О чем они думали, превратившись в палачей собственного народа? Мучила ли их совесть? Этого мы уже никогда не узнаем.
Солдаты 93-го Иркутского пехотного полка у триумфальной арки Нарвских ворот. Именно эти бравые ребята первыми открыли огонь на поражение по одной из колонн демонстрантов, не дошедшей до Дворцовой площади, убив более 40 человек, в том числе старика, который нес портрет царя.
Известный снимок, сделанный из окна Зимнего дворца.
Безымянные могилы 68 неопознанных жертв "кровавого воскресенья" на Переображенском кладбище Санкт-Петербурга.