Ровно 115 лет назад, 7 января 1910 года, французский авиатор Юбер Латам установил мировой рекорд высоты полета, впервые поднявшись на 1100 метров на летательном аппарате тяжелее воздуха. Для аэростатов и дирижаблей такая высота уже давно не считалась чем-то выдающимся, но для аэропланов предыдущее наивысшее достижение составляло всего лишь около 500 метров.
Латам перекрыл его более чем вдвое и впервые преодолел километровую отметку. А чуть позже он побил собственный рекорд, набрав высоту 1384 метра. 23 апреля того же года Латам установил еще и мировой рекорд скорости, разогнавшись на своем аэроплане аж до 77,6 километров в час.
Странно, что этот выдающийся летчик, имевший пилотское свидетельство за номером "9", у нас почти неизвестен. Даже в русскоязычной Википедии и энциклопедии "Авиация" статьи о нем отсутствуют. Его фамилия упоминается только в связи с попыткой перелететь Ла-Манш в 1909 году, которая не удалась из-за отказа двигателя.
Латам тогда не дотянул до английского берега всего один километр и совершил посадку на воду. Через неделю бросок через пролив успешно совершил Луи Блерио, получив многотысячный приз и всемирную славу. А двигатель на самолете Латама, как выяснилось чуть позже, заглох из-за небрежно профильтрованного бензина. От таких "мелочей" порой зависят мировые приоритеты.
Все свои рекорды Латам установил на монопланах "Антуанетт" французского авиаконструктора Леона Левавассье. Свое название они получили в честь дочери промышленника Жюля Гастамбида, выделившего средства на их постройку. И это же название Левавассье дал организованной им совместно с Гастамбидом в 1906 году моторостроительной фирме. Левавассье проектировал не только сами аэропланы, но и двигатели для них, которые пользовались на заре авиации большой популярностью и ставились на аэропланы многих марок.
В конце 1911 года 29-летний Юбер Латам трагически погиб при загадочных обстоятельствах, причем его смерть не была связана с авиацией. По официальной версии, его забодал буйвол во время охоты в Конго. Однако есть и другая гипотеза, согласно которой пилота убили с целью ограбления местные негры-аборигены, нанятые им в качестве проводников и носильщиков.
В пользу этой версии говорит то, что на обнаруженном спустя несколько дней после гибели теле летчика не было травм, кроме следа от удара тупым тяжелым предметом по голове. Вдобавок, его черные спутники куда-то исчезли, а вместе с ними исчезла дорогая охотничья винтовка Латама и его личные вещи.
Но местному колониальному начальству было удобнее и проще не возбуждать уголовное дело и пытаться разыскать виновных, а списать всё на несчастный случай, что оно и сделало. Спустя год после гибели Латама фирма "Антуанетт" обанкротилась, не выдержав конкуренции с авиазаводами Фармана, Вуазена, Ньюпора и Блерио.
На заставке Юбер Латам в кабине моноплана "Антуанетт VII", на котором он установил высотные рекорды. Этот летчик отличался тем, что почти никогда, в том числе и в полете, не выпускал изо рта мундштук с сигаретой. Даже после аварийной посадки в Ла-Манше он, сидя по пояс в воде, как ни в чем не бывало продолжал дымить.
Латам (в центре) и Левавассье (справа) возле самолета "Антуанетт-IV", на котором была совершена неудачная попытка перелета через Ла-Манш. Снимок 1909 года.
"Антуанетт IV" в полете. Самолет имел весьма оригинальную схему шасси с подкрыльевыми опорами.
"Антуанетт V" с "велосипедным" шасси без противокапотажного колесика спереди.
"Антуанетт VI", на котором шасси было в очередной раз переделано и оснащено пневматическим амортизатором.
"Антуанетт VII". На этой машине Левавассье отказался от элеронов, применив управление по крену путем искривления законцовок крыла (гоширования). Самолет оснащен 16-цилиндровым V-образным мотором мощностью 100 л.с. и деревянным профилированным винтом, вместо применявшегося ранее винта с плоскими алюминиевыми лопастями в виде весел.
Схема "Антуанетт-VII" с восьмицилиндровым 50-сильным мотором.
Полноразмерная реплика двухместного варианта "Антуанетт VII" в Парижском музее авиации.
Силовая установка "Антуанетт" - одноименный восьмицилиндровый мотор водяного охлаждения. Каждый цилиндр двигателя оснащен индивидуальным карбюратором с воздухозаборником. По бортам фюзеляжа укреплены трубчатые водорадиаторы, а за мотором - цилиндрический водяной бачок.
Юбер Латам испытывает первый авиационный тренажер, разработанный Левавассье и служивший для обучения полетам на "Антуанетте". Ассистенты, вручную наклоняя кабину, имитировали крен и дифферент, а пилот должен был парировать их, вращая штурвальчики.