80 лет назад, в декабре 1944 года, через 40 лет после русско-японской войны, проходившей на территории Маньчжурии, этот северный регион Китая вновь появился в военных сводках. Но на сей раз ожесточенные сражения там развернулись не на земле, а в воздухе.
В 1931 году японцы оккупировали Маньчжурию и создали там марионеточную "империю" Маньчжоу-Го, которой формально управлял молодой, слабовольный и недалекий император Пу-И, а фактически все рычаги власти находились в руках японских военных и гражданских чиновников. Оккупация прошла почти бескровно, армия прежнего маньчжурского правителя Чжана Сюэляна без сопротивления отступила в китайскую провинцию Жэхэ.
Японцы были уверены, что обосновались в Маньчжурии навечно, а потому они не только выкачивали оттуда природные ресурсы, но и приложили немало усилий к ее экономическому развитию. За 10 лет там был создан "резервный индустриальный центр" Империи Ямато. Его основу составлял огромный металлургический комбинат "Сёва Стил Уоркс", построенный в городе Аньшань. В 1943 году в его печах было выплавлено 1,3 миллиона тонн чугуна и стали - чуть меньше половины от общего объема выплавки черных металлов в самой Японии.
Домны Аньшаньского металлургического комбината, японская открытка 1930-х годов.
Кроме того, японцы успели построить в Маньчжурии крупный подшипниковый завод, вагонно-локомотивный завод в Дайрене, оружейный завод в Харбине, Фушуньский и Сыпинский заводы синтетического бензина, а также - ряд других стратегических предприятий.Особое место среди них занимал Мукденский авиационный завод "Мансю", который специализировался на выпуске двухместных учебно-тренировочных истребителей Накадзима Ки-79. За несколько лет их было построено около тысячи и на них учились летать едва ли не все пилоты японской армейской авиации времен войны.
В 1944 году завод оснастили современным оборудованием и перепрофилировали для выпуска новых скоростных и хорошо вооруженных истребителей Накадзима Ки-84 "Хаяте", пожалуй, лучших японских истребителей на тот момент. Осенью эти машины начали выходить из сборочного цеха. А вскоре им пришлось вступить в бой, защищая родной завод.
Американцы с начала войны на Тихом океане пристально следили за развитием Маньчжурского индустриального комплекса. Они понимали, что этот промышленный район дает Японии значительную часть военной продукции, помогая ей стойко держать оборону. Разумеется, они мечтали о том, чтобы его уничтожить, но долгое время не имели такой возможности. Слишком далеко находилась Маньчжурия от передовых американских авиабаз, а подгонять к ее берегам авианосцы было очень рискованно.
Положение изменилось, когда на вооружение ВВС США начали поступать новейшие стратегические бомбардировщики Боинг В-29 "Суперфортресс". Эти крупные четырехмоторные машины могли нести более девяти тонн бомб, а их боевой радиус действия - 3400 километров - позволял дотянуться до Маньчжурии с аэродромов, расположенных на территории Китая. В августе-сентябре 1944 года в Китай были переброшены более сотни новеньких "Суперфортрессов", входивших в состав ХХ Бомбардировочного командования американских ВВС. Их экипажи приступили к тренировкам в полетах на дальние дистанции, в том числе - ночью и по приборам.
В-29 из 500-й и 444-й групп ХХ Бомбардировочного командования ВВС США, Китай, осень 1944 г.
Японцы тоже понимали, что Маньчжурия рано или поздно подвергнется авиаударам, приняв соответствующие меры. 28 августа 1944 года в Мукден перелетел из Японии сформированный двумя неделями ранее 104-й истребительный сентай (авиаполк). Поначалу он был укомплектован истребителями Ки-43 "Хаябуса" и Ки-44 "Сёки", но вскоре пополнился только что выпущенными на Мукденском авиазаводе истребителями "Хаяте" и летчиками, прошедшими обучение на этих машинах.
К началу ноября он имел в своем составе четыре "Хаяте" в штабном звене (сентай хомбу), восемь "Хаяте" в первом чутае (эскадрилье), восемь "Сёки" во втором чутае и 11 "Хаябус" - в третьем. Всего - 31 истребитель, но из них современных лишь 20, так как "Хаябусы" к тому времени считались морально устаревшими и имели довольно низкие летные характеристики. В середине ноября из Японии прибыли еще 20 "Сёки", а с завода поступило 12 "Хаяте", из которых сформировали две отдельные эскадрильи (докурицу чутай) и направили их на защиту Аньшаньского металлургического комбината.
Кроме 104-го сентая в Мукдене базировались 25-я японская отдельная истребительная эскадрилья и 81-я эскадрилья ВВС Маньчжоу-Го, укомплектованная японским и маньчжурским персоналом. 25-я летала на тяжелых двухмоторных истребителях Кавасаки Ки-45 "Торю", а 81-я - на старых машинах Накадзима Ки-27, воевавших еще на Халхин-Голе. К боевому дежурству привлекли и летчиков-инструкторов из 4-го учебного чутая местного авиационного училища, летавших на "Хаябусах". Всего японцы имели в районе Аньшаня и Мукдена 85 боеспособных истребителей пяти различных типов, от новейших "Хаяте" до совсем древних Ки-27.
Истребитель Ки-45 "Торю" из 25-го докурицу чутая японских императорских ВВС.
Первый массированный налет на Маньчжурию американцы решили совершить седьмого декабря 1944 года, приурочив его к третьей годовщине нападения японцев на Перл Харбор. Он получил кодовое наименование "Миссия 19", а его главной целью должен был стать Мукденский авиазавод. Неподалеку от завода размещался лагерь, в котором содержалось примерно 1600 американских и английских военнопленных. Командование ВВС США при планировании авиаудара рассчитывало, что бомбардировка окажет на них благоприятное впечатление и укрепит их веру в победу.
В-29 на китайском аэродроме осенью 1944 года.
Продолжение следует.