Ровно 85 лет назад, 22 декабря 1939 года, впервые поднялся в воздух один из самых известных советских самолетов времен войны, точнее, - его непосредственный предшественник. В этот день начались летные испытания прототипа двухмоторного истребителя ВИ-100, он же - "Сотка", сделанного по проекту Спецтехотдела НКВД (сокращенно - СТО, отсюда цифровой индекс машины), в котором работали заключенные "враги народа" под руководством "немецкого шпиона, вредителя и саботажника" В.М. Петлякова.
Самолет предназначался для перехвата стратосферных бомбардировщиков на высотах порядка 12 километров, поэтому в техзадание было заложено требование оснастить его турбокомпрессорами и гермокабинами. Однако весной 1940 года взгляды советского военно-политического руководства на будущую войну резко поменялись. Начальство решило, что дальний высотный перехватчик в ней не понадобится, зато понадобится в больших количествах скоростной пикирующий бомбардировщик.
Петлякову дали команду срочно переделать машину, причем на работу отвели всего полтора месяца. Для упрощения и удешевления конструкции от турбокомпрессоров и гермокабин решили отказаться, из-за чего потолок машины упал с 12200 до 8700 метров, но для пикировщика это сочли достаточным. Впрочем, достаточно надежных и безотказных турбокомпрессоров в СССР все равно не было.
В июне 1940 года самолет под новым индексом ПБ-100, впоследствии (после освобождения Петлякова) замененным на Пе-2, приняли на вооружение и запустили в серийное производство на московском авиазаводе №22. Он выпускался всю войну, сперва в Москве, а потом - в Казани, став самым массовым советским бомбардировщиком, несмотря на целый ряд серьезных недостатков, снижавших его эффективность. На мой взгляд, ставка на эту машину оказалась одной из крупнейших ошибок командования РККА в области развития авиации, причем эта ошибка так и не была исправлена.
По всем параметрам, кроме небольшого преимущества в максимальной скорости, Пе-2 проигрывал разработанному одновременно с ним бомбардировщику Архангельского Ар-2. Но именно это небольше преимущество стало решающим аргументом в пользу петляковской машины, несмотря на меньшую дальность полета, более низкий потолок, меньшую бомбовую нагрузку и гораздо более высокую сложность управления в сравнении с Ар-2. Порой создается впечатление, что у тогдашних советских "вождей" имел место некий "скоростной фетишизм". Они были уверены, что более быстрая машина в любом случае лучше более медленной, и не важно, какой ценой куплено это преимущество.
У "сотки" и у Пе-2 более высокая, чем у Ар-2, скорость обеспечивалась за счет применения специального ламинизированного профиля крыла, обладающего меньшим аэродинамическим сопротивлением, но при этом имеющего худшее аэродинамическое качество на малых скоростях, что делало самолет весьма опасным на взлете и посадке. Особенно, если в кабине сидел летчик не очень высокой квалификации.
"Пешки" часто бились при заходе на посадку, а взлетать с максимальной бомбовой нагрузкой в одну тонну разрешалось только самым опытным пилотам. Остальные брали всего по 500-700 кг, что являлось смехотворно низкой величиной для многоместного двухмоторного бомбардировщика. При этом у Ар-2 стандартная бомбовая нагрузка составляла полторы тонны.
Пе-2 на испытаниях достиг скорости 540 км/ч, Ар-2 - 512 км/ч. Такая разница хорошо заметна в таблицах ТТХ, однако, на практике она не имела значения, поскольку максимальная скорость самого массового на момент начала войны немецкого истребителя Bf.109F достигала 620 км/ч, а у появившегося в 1942 году Bf.109G - 640 км/ч. Таким образом, оба они без особых проблем догоняли как "арку", так и "пешку".
Еще менее выигрышно смотрится Пе-2 на фоне появившегося чуть позже него туполевского фронтового бомбардировщика
Ту-2, которому "пешка" фатально проигрывала по всем параметрам, из-за чего сразу после окончания войны ее сняли с производства и с вооружения, а Ту-2 продолжал выпускаться и еще пять лет оставался в строю. Однако во время войны "пешек" наштамповали свыше 11 тысяч, большинство из которых было потеряно, а Ту-2 - всего лишь 472 штуки. И это совсем не радует.
На заставке - прототип ВИ-100 с турбокомпрессорами.
Прототип истребителя ВИ-100. В точном соответствии с "теорией Туполева" - красивая машина.
Пе-2 первой производственной серии, выпущенный в 1941 году.
Пе-2 образца 1941 года на лыжном шасси.
Пе-2 образца 1942 года (Пе-2ФТ) в зимнем и летних камуфляжах.
Бомбардировщик Ар-2.