Ровно 80 лет назад 19 декабря 1944 года рейхсмаршал Геринг подписал приказ о формировании "Российских военно-воздушных сил в составе Русской Освободительной Армии". До краха гитлеровского режима оставалось менее пяти месяцев, а этот приказ, в сущности, уже не имел уже никакого значения и смысла. Тем не менее, он был утвержден начал воплощаться в жизнь.
В соответствии с распоряжением главкома Люфтваффе, летный и наземный персонал ВВС РОА комплектовался только добровольцами из числа военнопленных, перебежчиков и эмигрантов "первой волны" - бывших белогвардейцев. Согласно рапорту инспектора по "восточному персоналу" Люфтваффе генерала Ашенбреннера от 10 марта 1945 года, таковых набралось около 2000 человек, из них более 220 пилотов и членов летных экипажей. Сложно понять мотивацию этих людей, решивших воевать против своей родины, к тому же - на стороне заведомо обреченного нацистского режима.
Основу ВВС РОА составлял смешанный авиаполк, состоявший из пяти эскадрилий (в немецкой терминологии - штаффелей): истребительной, ударной, бомбардировочной, связной и вспомогательной (учебно-тренировочной). Их матчасть, в основном, состояла из германских самолетов, переданных из запасов Люфтваффе.
В истребительной эскадрилье числилось 16 истребителей Мессершмитт Bf 109G-10, в ударной - 12 пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ju 87D, в бомбардировочной - 5 старых двухмоторных бомбардировщиков Хейнкель Не 111Н, на которых немецкие экипажи уже не летали, в связной - 2 легкомоторных штабных самолета Физилер "Шторх" и 5 трофейных По-2, а во вспомогательной - по две-три машины всех перечисленных типов.
В некоторых источниках написано, что в учебную эскадрилью якобы передали для ознакомления несколько новейших реактивных истребителей Ме-262 "Швальбе", но никакими немецкими документами это не подтверждается и скорее всего является фейком.
Таким образом, общая численность "освободительных" ВВС, которые возглавил бывший советский полковник Виктор Мальцев, насчитывала порядка пятидесяти разнотипных самолетов. Однако на деле их оказалось даже меньше, поскольку из-за нехватки горючего от формирования бомбардировочного штаффеля вскоре отказались. Любопытно, что истребительной эскадрилье присвоили имя лучшего русского аса Первой мировой войны полковника Александра Казакова (Jagdstaffel der ROA "Oberst Kasakow"), воевавшего против Германии и сбившего в воздушных боях 20 немецких самолетов.
В начале февраля полк, расквартированный на чешской авиабазе Хеб, передали в оперативное подчинение командующему РОА генералу Власову и тогда же его экипажи приступили к летной подготовке. Главная проблема состояла в том, что почти никто из летчиков не имел опыта пилотирования немецких машин, а переучивание затруднялось нехваткой топлива. Поэтому истребительная и ударная эскадрильи достигли боеготовности только к середине апреля, когда "тысячелетний рейх" уже посыпался.
Нет точной информации, успели ли они принять участие в боевых действиях. По некоторым данным, 13-14 апреля мальцевские "Юнкерсы" совершили несколько боевых вылетов на поддержку 1-й пехотной дивизии РОА, державшей оборону в районе Фюрстенберга. Однако сложно сказать, на чем основаны эти данные, поскольку авторы, приводящие их в своих работах, не дают ссылок на источники.
А уже 18 апреля, когда советские войска прорвали немецкую оборону на западном берегу Одера и развернули наступление на Берлин, власовские летчики поняли, что всё, пистец. Они бросили свои самолеты и рванули на запад, чтобы сдаться американцам. 20 апреля так же поступило высшее руководство ВВС РОА и персонал тыловой базы в Хебе.
Большинству это удалось, но американцы, в соответствии с действовавшей договоренностью, выдали бывших военнопленных советскому командованию. В 1946 году полковник Мальцев был повешен по приговору Военной коллегии верховного суда, а командиры истребительного, ударного и вспомогательного штаффелей - Бычков, Антилевский и Тарновский - расстреляны.
Однако белоэмигранты, не являвшиеся советскими гражданами, избежали выдачи. В частности, командир авиаполка ВВС РОА полковник Байдак, его начштаба полковник Шебалин (бывший командир 4-го авиаотряда армии Врангеля) и начальник отдела пропаганды майор Альбов получили убежище в США и вполне благополучно прожили там до 1980-х годов.
На заставке - пикировщик Ju 87D, истребитель Bf 109G-10 и фантазийный рисунок реактивного Ме-262 из состава ВВС РОА. Их отличительным признаком был "власовский" шеврон с Андреевским крестом, нарисованный на киле вместо свастики.
В некоторых статьях и интернет-ресурсах встречаются рисунки самолетов, у которых такие шевроны изображены на месте всех крестов, не только на вертикальном оперении, но также - на крыльях и фюзеляжах. Однако эти рисунки необоснованны. Полковник Мальцев действительно обращался к командованию Люфтваффе с просьбой разрешить использовать такие ОЗ, но получил отказ из-за опасения ошибок в распознавании.
Полковник Мальцев выступает перед своими подчиненными на какой-то церемонии в начале 1945 года. Справа от него генерал Власов.
Групповое фото неизвестных летчиков ВВС РОА.
Еще несколько власовских летчиков в помещении клуба авиабазы Хеб. Расшифровка цифр отсутствует.
Фрагмент власовской газеты с фотографией бывшего майора ВВС РККА Серафимы Ситник, сбитой на По-2 и попавшей в плен в 1943 году, а впоследствии служившей в отделе пропаганды РОА. По одним данным, она была расстреляна немцами в конце войны по подозрению в намерении бежать в СССР. По другим - скрылась и в дальнейшем жила с фальшивыми документами где-то в Южной Америке.
Фуражечная кокарда ВВС РОА.