Сдал страну - крути педали!

Dec 13, 2024 17:46



В недавней заметке про веломобили Моше я упомянул, что после спада конца 1930-х годов популярность этих ужасно примитивных машинок во Франции вновь подскочила во времена гитлеровской оккупации, когда германские власти запретили продажу бензина и дизтоплива частным лицам и французским коммерческим организациям . Однако продолжим тему.

На оккупированной Вермахтом територии Франции, в которую, как известно, входил и Париж, горючее для автомобилей и мотоциклов разрешалось продавать только немцам и аффилированным с ними структурам (присягнувшей Гитлеру местной полиции, жандармерии, пожарным, коммунальным службам и т.д.). А потому гордым французам пришлось пересесть со ставших давно привычными частных автомашин и такси на архаичные конные повозки и велосипеды.

Но инфраструктуры для массового конного транспорта, прежде всего - конюшен для десятков тысяч лошадей в Париже и других крупных городах Франции уже давно не было, как не было и самих лошадей в таком количестве. А мадамам и месье с деньгами, которых при оккупантах осталось немало, требовался транспорт для частных поездок. Их не устраивали забитые битком и кишащие карманниками автобусы и метро, ходившие при немцах гораздо реже, чем до войны.

Но уже в 1941 году выход был найден - велорикши! И Париж быстро, хотя и ненадолго - примерно на три года, пока в городе хозяйничали оккупанты, превратился в некое подобие Бомбея, Сайгона, Токио, Сеула или Шанхая.

Лишь незначительную часть парижских велотакси составляли "автомобили" Моше, а подавяляющее большинство представляло собой самые обычные велосипеды, либо - двухместные велотандемы с вдвое более мощными "двигателями", к которым крепились самодельные пассажирские или грузовые тележки. Либо - сзади, либо - сбоку, наподобие мотоколясок.

Разнообразие этих "оккупационных экипажей" представлено на фотографиях. Согласитесь, оно впечатляет: от довольно комфортных закрытых "купе" до простейших и грубых "тачек". Как говорится, смотрим и проникаемся духом "Белль Франс" 1940-44 годов.



Двухсильный парижский пассажирский велоэкипаж.



Аналогичное велотакси у Триумфальной арки.



Более примитивное открытое "такси", но при этом вмещавшее аж четырех пассажиров.



Одноместный полузакрытый возок и детский велотандем на парижской улице.



Очень гламурная одноместная велокарета.



Стоянка велотакси возле магазина.



Свадебный экипаж и "двухмоторное" велотакси с "мотоциклетной" коляской.



Еще два снимка стоянок парижских велорикш разнообразных моделей. Интересно, что у одних есть номера, а у других - нет.



Цветное фото тандемной велорикши и конного извзчика в ожидании пассажиров.


Велотаксист договаривается с клиентами. Непонятно, куда отлучился второй "мотор".



Ну и вдогонку - не имеющее отношения к парижской оккупации, но весьма колоритное фото времен гитлеровского блицкрига во Франции 1940 года. Встреча на проселочной дороге немецких мотоциклистов и пытавшейся спастись от них пожилой четы французских беженцев на велокаре Моше с грузовым прицепом. Убежать им не удалось. А поскольку рулит супруга, очевидно, что муж - слепой инвалид Первой мировой войны.

транспорт, техника, Франция, История, экзотика, Вторая мировая

Previous post Next post
Up