Пилите, Джузеппе!

Nov 25, 2024 20:39



В начале 1916 года, когда французы, впервые построившие самоходную боевую пилу для колючей проволоки, уже отказались от этой идеи, та же гениальная мысль посетила итальянского конструктора Уго Павези. Результатом его творческого озарения стал первый итальянский тяжелый бронеавтомобиль "Павези Аутокарро Талиафили". Иногда эту своеобразную машину даже называют колесным танком.

Главным ее предназначением было сопровождение атакующей пехоты и прорезание для нее проходов в проволочных заграждениях ("Талиафили" переводится с итальянского как "резак для проволоки"), поэтому основным "вооружением" броневика являлись две большие подвижные пилы, укрепленные вертикально перед кабиной. При движении машины пилы двигались вверх-вниз, на ходу разрезая препятствия. В общем, примерно то же самое, что и на машине Бретона-Прето, но в двойном размере.

Помимо этого "холодного оружия", броневик имел две вращающиеся пулеметные башенки и один "тачаночный" пулемет в задней стенке бронекорпуса. В качестве ходовой части и силовой установки Павези использовал удлиненное шасси собственного трактора-тягача "Павези-Толотти", развернув его на 180 градусов, так что ведущие задние колеса стали передними, а рулевые передние - задними.

Весной 1916 года машина, на которую поначалу установили только одну башенку с частичным бронированием, вышла на испытания. Механизм резки проволоки работал отменно, но ходовые качества самого "танка" военные подвергли резкой критике. Любой, даже узкий окоп являлся для "Аутокарро" непреодолимой преградой, а его скорость на ровной дороге не превышала 10 км/ч. Сказывалась низкая энерговооруженность: ведь тяжелый агрегат весом в девять тонн приводил в движение автомобильный мотор мощностью всего в 50 л.с.

Павези попытался устранить главный недостаток машины - слабую проходимость, установив на нее дополнительную ведущую ось с третьей парой колес. Однако после этой доработки и монтажа второй башни масса "Аутокарро" выросла до 12 тонн, а скорость уменьшилась до шести км/ч. При этом защита "танка" состояла из тонкой четырехмиллиметровой брони, которая легко пробивалась обычными винтовочными пулями на дистанциях до 100 метров.

Усиление бронезащиты привело бы к дальнейшему увеличению веса и окончательной утрате подвижности. Разумеется, военные забраковали это угробище, которое так и осталось в единственном экземпляре, не попавшем на фронт. В заключение надо заметить, что при создании "Аутокарро Талиафили" Павези почему-то не проявил присущего итальянцам эстетического чутья и чувства прекрасного, из-за чего его создание, на мой взгляд, получилось на редкость уродливым. Впрочем, у него и остальные машины (даже вполне удачные) зачастую выглядели, мягко говоря, странновато, однако, это уже другая история.



Тягач "Павези-Толотти", из которого получился первый итальянский "танк".



"Павези Аутокарро Талиафили" в первоначальном варианте с одной частично бронированной башней по центру и четырьмя колесами.



Он же на испытаниях по резке колючей проволоки.



Та же машина после кардинальной перестройки - с двумя вынесенными вперед башнями и шестью колесами, спицовка которых прикрыта бронещитками.



Слева - "Павези Аутокарро Талиафили" в процессе переделки. Спаренные ведущие колеса уже установлены, а башни и нижние листы бронекорпуса - еще нет. Справа - автор проекта, инженер Уго Павези.

армия, Италия, военная техника, Первая мировая, дизельпанк, История, экзотика

Previous post Next post
Up