Такое прозвище получило в США изобретение, запатентованное ровно 150 лет назад, 25 ноября 1874 года, американским предпринимателем Джозефом Глидденом. Многие из вас, наверное, уже догадались, что Глидден получил патент на колючую проволоку.
Он позиционировал его как средство для быстрого возведения загонов для скота, а также - для ограждения фермерских полей от "вторжений" диких животных. Однако все мы прекрасно знаем, что в ХХ веке его изобретение применялось и до сих пор применяется, в основном, против двуногих, а не четвероногих тварей.
Уже в 1898 году американцы впервые применили колючую проволоку в качестве противопехотного заграждения на поле боя во время Испано-американской войны. Потом этот опыт переняли англичане в Англо-бурской войне и русские - в Русско-японской.
Но настоящим триумфом "колючки" стала Первая мировая, когда она буквально царила на полях сражений и наряду с пулеметами стала одним из главных факторов "позиционного тупика", более чем на три года сковавшего враждующие стороны. Колючая проволока непосредственно не убивала, но она стала косвенной виновницей сотен тысяч, если не миллионов смертей. И только танки смогли прорвать эту казавшуюся хлипкой преграду.
За годы мировой бойни воюющие державы впустили более миллиона тонн "колючки". Общая протяженность проволочных заграждений, возведенных на фронтах и в тылу, составляла несколько миллионов километров, то есть она в десятки раз превышала длину экватора и в несколько раз - расстояние от Земли до Луны.
Однако во Второй мировой войне роль проволочных заграждений была гораздо ниже, а в наши дни она почти сошла на-нет. Эпоха боевого применения "колючки" уходит в прошлое. Например, в СВО она крайне редко применяется в качестве оборонительного средства на переднем крае.
Однако для защиты различных тыловых режимных объектов она, в сочетании с системами сигнализации и видеоконтроля или без них, по-прежнему используется очень широко. Так что, 150-летний "гибрид ежа с ужом" по-прежнему жив и здравствует.
На заставке - первые образцы колючей проволоки, запатентованной Глидденом, а также - появившаяся вскоре проволока Уошборна с двойными "иголками".
Многочисленные разновидности "веревок дьявола", запатентованные в США вскоре после появления изобретения Глиддена.
Подлинные образцы колючей проволоки, найденные на местах боев Первой мировой. Как видите, у нее гораздо более высокая частота колючек, чем в сельскохозяйственных образцах. Сама основа - не витая, а одножильная, квадратного сечения, впрочем, использовались и двухжильные спирали.
Напоровшиеся на проволочные заграждения немецкие уланы в 1914 году и английский пехотинец, запутавшийся в колючей "паутине".
"Рогатка" из кольев и проволоки - типичное быстровозводимое полевое заграждение Первой мировой, когда вдоль линий фронтов, на блокпостах и вокруг различных охраняемых объектов были установлены миллионы таких нехитрых сооружений.
Гораздо более серьезные проволочные "дебри" с Западного фронта, через которые пропущен электрокабель для подачи тока.
В этих жутких "дебрях" порой застревали даже танки.
Австро-венгерский окоп в Галиции, защищенный проволочными заграждениями, причем, что интересно, - с обеих сторон и даже сверху.
Первыми средствами для преодоления колючей проволоки были саперные ножницы. На фото - английские образцы 1915-го и 1918 года.
Более остроумное средство - русская "противопроволочная" граната Новицкого. Бечевки с грузиками служат для цепляния за заграждения и подрыва в воздухе.
А о специализированных "антипроволочных" боевых машинах я расскажу чуть позже.