Бесславная ничья

Nov 18, 2024 21:17



Сегодня исполнилось ровно 110 лет с тех пор как 18 ноября 1914 года у мыса Сарыч состоялось последняя морская битва между Российской и Османской империями. И одновременно - последнее крупное эскадренное сражение русского военно-морского флота.

К сожалению, этот бой, несмотря на значительный численный перевес российской эскадры, закончился с невнятным результатом и его никак нельзя назвать нашей победой. Причина тому - значительное технологическое превосходство неприятеля, лучшая выучка вражеских артиллеристов, а также, мягко говоря, странное поведение командующего российским Черноморским флотом адмирала Андрея Августовича Эбергарда.

Сражение началось с того, что русская эскадра в составе пяти линкоров, двух бронепалубных крейсеров, одного безбронного крейсера и 12 эсминцев неожиданно для обеих сторон наткнулась в тумане на турецкий линейный крейсер "Султан Явуз Селим" (бывший германский линейный крейсер "Гебен"), шедший с сопровождении легкого крейсера "Мидилли" (бывший немецкий "Бреслау").

Наши первыми обнаружили противника и первыми открыли огонь, однако, их стрельба была, увы, неточной. Из-за неверно указанной центральным дальномерным постом дистанции почти все русские снаряды ложились с большими перелетами.

Только флагманский линкор "Евстафий", стрелявший по показаниям собственного дальномера, сумел добиться одного попадания снарядом главного калибра в артиллерийский каземат "Явуз Селима". Этим попаданием было разбито 150-миллиметровое орудие и убито 13 вражеских комендоров (12 немцев и турецкий стажер).

Через 14 минут перестрелки, в течение которых наши успели выпустить 30 12-дюймовых снарядов и несколько десятков более мелких, туман сгустился, скрыв противников друг от друга. Однако за это время "Явуз Селим" успел четыре раза поразить "Евстафия", нанеся ему существенные повреждения и убив 33 моряков, в том числе четырех офицеров.

В начале боя командир миноносной флотилии каперанг М.П. Саблин с нетерпением ждал приказа идти в атаку. Обстановка была самая благоприятная: скорость его новейших эсминцев типа "Новик" намного превосходила скорость германо-турецких крейсеров, а туман и дымка мешали стрелять вражеской противоминной артиллерии, позволяя сблизиться на дистанцию уверенного торпедного залпа.

Однако Эбергард, как будто, забыл про свои миноносцы. Прождав несколько минут, Саблин по собственной инициативе дал приказ атаковать, но как только его эсминцы вырвались вперед, с "Евстафия" по радио поступило распоряжение адмирала немедленно развернуться на обратный курс и возвращаться "в хвост" линкорной колонны.

Позже Эбергард объяснял этот загадочный "стоп приказ" опасением, что артиллерия линкоров может случайно накрыть собственные эсминцы! При такой отговорке невольно хочется задать сакраментальный русский вопрос: "Что это - глупость или измена?"

Как бы там ни было, а "Явуз Селим" благополучно избежал торпедной атаки, которая могла коренным образом изменить ход боя, а заодно и всю стратегическую обстановку на Черном море, поскольку этот крейсер был мощнейшим боевым кораблем османского флота.

Но этого не произошло, а потому Эбергарду пришлось врать и делать хорошую мину при провальной игре, указав в отчете, что "Явуз Селим" якобы получил не одно, а целых 14 попаданий, в том числе четыре - 12-дюймовыми снарядами. Чуть позже в российской прессе появились сообщения, что потери на крейсере составляли аж 115 человек убитыми (в том числе 12 офицеров), то есть, почти столько же, сколько весь японский флот потерял в Цусимском сражении!

Примечательно, что эта ложь до сих пор фигурируют в российских изданиях, в том числе и во "всезнающей" Википедии. Впору вспомнить программное заявление бывшего министра культуры Мединского про "святые патриотические легенды", на которые ни в коем случае нельзя покушаться.

На заставке - картина современного художника с изображением боя у мыса Сарыч.



"Султан Явуз Селим". Водоизмещение - 25400 тонн, длина - 186 м, вооружение - 10х280-мм, 12х150-мм и 12х88-мм противоминных орудий, скорость 28 узлов, экипаж - 1050 человек. На рисунке он изображен еще с немецкими флагами.





Крейсера "Султан Явуз Селим" и "Мидилли" (они же "Гебен" и "Бреслау"), переданные в состав турецкого флота вместе с немецкими экипажами незадолго до боя у мыса Сарыч.



Флагман российского Черноморского флота в 1914 году - линкор (бывший эскадренный броненосец) "Евстафий". Относительно новый (введен в строй в 1911 году), но морально устаревший корабль додредноутного типа. Водоизмещение - 13950 тонн, длина - 118 м, вооружение - 4х305-мм, 4х203-мм, 12х152-мм, 14х75-мм и 10х47-мм пушек. Скорость - 16 узлов, экипаж - 930 человек. Все остальные российские линкоры, участвовавшие в Сарычском бою, имели аналогичные или худшие характеристики.



Линкор "Три святителя", также ранее считавшийся эскадренным броненосцем, - совсем старый корабль, введенный в строй еще в 1895 году.



Линкор "Пантелеимон" - бывший броненосец "Потемкин", переименованный после подавления восстания команды.



Однотипный с "Евстафием" линкор "Иоанн Златоуст".



Русские черноморские линкоры в кильватерной колонне.



Построение офицеров "Евстафия".



Оппоненты Сарычского боя - адмиралы Эбергард и Сушон. Что характерно, оба - немцы, только один воевал за русских, а другой - за турок.



След от попадания 280-мм снаряда "Явуз Селима" в каземат шестидюмового орудия "Евстафия".



Сквозная пробоина в 152-миллиметровой бортовой броне "Евстафия" от 280-мм снаряда "Явуз Селима". Справа - осколочные пробоины в небронированном борту кормовой части того же линкора от упавшего с недолетом турецкого 280-мм снаряда.


Схема боя у мыса Сарыч.

Германия, Россия, флот, мистификации, Первая мировая, История, Турция

Previous post Next post
Up