Истребитель разрушителей

Nov 15, 2024 21:56



Как известно, в англо-американских ВВС, бомбивших Германию в годы Второй мировой войны, существовало неформальное "разделение труда". Американцы преимущественно работали при свете дня и наносили прицельные точечные удары по стратегическим объектам - заводам, электростанциям, транспортным узлам, аэродромам и т.д. А англичане прилетали ночами, в более безопасное время, и ковровыми бомбардировками выжигали немецкие города.

Если с дневными налетами немцы поначалу боролись довольно успешно (например, при бомбардировке завода подшипников в Швайнфурте американцы за день потеряли 36 "Летающих крепостей"), то по ночам англичане чувствовали себя гораздо вольготнее.

Дневные истребители Люфтваффе не могли атаковать вслепую, а импровизированные ночные перехватчики, оснащенные бортовыми радарами и сделанные на базе двухмоторных истребителей "Мессершмитт" Bf.110 и бомбардировщиков "Юнкерс" Ju.88, были не очень эффективны из-за относительно малой скорости и недостаточно мощного вооружения.

Однако положение начало меняться, когда в небе над рейхом появились специализированные ночные охотники Хейнкель He.219 Uhu ("Филин"). Первый полет этой машины состоялся 82 года назад, 15 ноября 1942 года.

"Филина" никак не назовешь красавцем, но он полностью отвечал своему предназначению и отлично проявил себя в боях с английскими бомбардировщиками. В первом же боевом вылете новой машины, состоявшемся 12 июля 1943 года, майор Штрайб сбил пять вражеских бомбовозов! А за последующие 10 ночей несколько опытных экземпляров "Филина" завалили еще 20 бомбардировщиков, в том числе шесть скоростных "Москито", ранее считавшихся неуязвимыми.

Такого результата немцам удалось добиться благодаря высоким летным данным Uhu, его исключительно мощному вооружению и богатому техническому оснащению. Не.219 на испытаниях развил скорость 615 км/ч, рабочий потолок машины достигал 10300 метров, а дальность полета составляла 2240 км. Поздние модификации имели герметичные кабины и впервые в мировой практике были оснащены катапультными креслами.

Поиск противника осуществлялся с помощью бортового радара FuG.212 "Лихтенштайн", а кроме него на самолете имелся радиовысотомер, система, реагирующая на облучение вражескими разарами, автоматический радиоответчик "свой-чужой", радиокомпас и система слепой посадки. От защитного огня бомбардировщиков пилота отлично прикрывало толстое лобовое бронестекло и стальная бронеплита перед кабиной, весившая центнер.

Вооружение "Филина" было, пожалуй, самым убойным из всех тогдашних истребителей. Оно состояло из шести 20-миллиметровых пушек с большим боезапасом, две из которых размещались в корневых частях крыла, а еще четыре -  на опускающейся для перезарядки фюзеляжной платформе.

На некоторых модификациях в дополнение к ним за кабиной ставили еще две фюзеляжные пушки, направленные под углом вверх и предназначенные для обстрела самолетов, пролетающих над перехватчиком (так называемая система "Джаз"). Также были модификации, на которых вместо двух курсовых 20-мм пушек ставили более тяжелые 30-миллиметровые орудия. Залп такой батареи разносил вражеский четырехмоторный бомбардировщик на куски за считанные секунды.

Кроме того, "Филин" отличался простотой и легкостью пилотирования. Немцы отмечали, что летчикам, пересаженным на него с других типов истребителей, даже не требовалось время на освоение и переподготовку. После одного-двух ознакомительных полетов их можно было спокойно посылать в бой.

После принятия на вооружение He.219 боевые счета немецких ночных перехватчиков начали расти удивительными темпами. Некоторые из них демонстрировали просто фантастические результаты, например, в ночь на 3 ноября 1944 года обер-фельдфебель Морлок за 12 минут сбил в одиночку шесть бомбардировщиков!

Лучший пилот Uhu капитан Манфред Мейрер за несколько месяцев уничтожил 65 английских самолетов, а капитан Ганс-Дитер Франк - 55. Причем все эти победы имели подтверждения, так как бои происходили над центральными районами Германии и все сбитые самолеты падали на немецкую территорию.

Собственные потери Uhu были незначительны и в основном вызваны бомбардировками аэродромов и катастрфами по техническим причинам. Экипажи ночных перехватчиков также порой гибли из-за того, что в их самолеты попадали обломки сбитых ими бомбардировщиков, а некоторые пилоты, увлекшись стрельбой, запаздывали с выходом из атаки и непреднамеренно таранили свою жертву, погибая вместе с ней.

Единственным реально опасным врагом "Филинов", способным одерживать над ним победы в ночных боях был английский двухмоторный радарный истребитель DH.98 "Москито" NF. По вооружению он уступал Uhu, но превосходил вго в скорости и скороподъемности. В 1944 году англичане стали посылать такие истребители в районы предстоящих бомбардировок для "расчистки воздуха" перед подходом бомбардировочных эскадр. И эта тактика порой приносила успех.

Несмотря на все свои многочисленные победы, "Филины" не смогли переломить ситуацию и заставить англичан отказаться от ночных бомбардировок. Для этого их было слишком мало. Немцы так и не осилили по-настоящему массовый выпуск этой дорогой, сложной и ресурсоемкой машины. В 1943-44 годах было построено всего 268 Не.219, а запланированный темп производства - 100 машин в месяц так и не был достигнут.

К весне 1945-го в составе Люфтваффе осталось лишь 45 боеготовых Uhu и несколько десятков неисправных. А англичане клепали "Ланкастеры" и "Галифаксы" гораздо быстрее, чем немцы успевали их сбивать. За те же годы вступило в строй более десяти тысяч британских тяжелых бомбардировщиков, сделавших безнадежными все попытки немецких летчиков защитить свои города.

На заставке - Не.219 с системой "Джаз".



Первый прототип Не.219 V-1, еще без радара,
Предсерийный Не.219 А-0 с РЛС "Лихтенштейн" С-1.
Ранний серийный Не.219 А-2 с усовершенствованным радаром "Лихтенштейн" SN-1.
Не.219 одной из строевых истребительных эскадр, осень 1944 г.



Компоновочная схема Не.219.



Не.219 в недостроенном ангаре. Обратите внимание на оригинальную окраску машины у которой одна консоль крыла снизу черная, а другая - светло-серая. Такая окраска предназначалась для облегчения визуального распознавания своих машин зенитчиками в лучах прожекторов.



Компьютерный рисунок Не.219, на котором, по нынешним дурацким правилам, отсутствуют свастики.



"Филин" в американском авиамузее и интерьер его пилотской кабины.



Uhu, захваченный англичанами, с британскими опознавательными знаками.



Эта машина досталась американцам, которые оставили на ней немецкие эмблемы, но нанесли свои номера.



А этого "сыча" захватили наши.

Германия, ВВС, авиация, История, Вторая мировая

Previous post Next post
Up