Ровно 45 лет назад, 3 ноября 1979 года, вышел на государственные испытания первый серийный, точнее, предсерийный экземпляр уникального летательного аппарата, разработанного в СССР под руководством конструктора Р.А. Алексеева - десантно-транспортного экраноплана-амфибии под шифром "проект 94", впоследствии получившего романтичное название "Орленок".
Впрочем, это был далеко не птенец, а довольно крупная и тяжелая машина длиной 58 метров, с размахом крыла - 31 метр и максимальной взлетной массой - 140 тонн. Летя на малой высоте, за счет эффекта аэродинамического экрана или "воздушной подушки", она была способна перевозить со скоростью 400 км/ч 200 десантников с полным вооружением или два БТРа или два плавающих танка ПТ-76. Общая масса полезной нагрузки достигала 28 тонн.
Это намного превышало грузовые возможности обычных транспортных самолетов схожих размеров и массы с аналогичными двигателями, уж не говоря о том, что "Орленку" для посадки не требовался аэродром. Это была отличная машина для высадки морских десантов. Она очень понравилась тогдашнему министру обороны Устинову, который после постройки нескольких предсерийных экземпляров и их успешного применения в маневрах на Каспии распорядился выделить средства на производство 120 "Орлят" и сформировать на их базе несколько экранопланных полков ВМФ.
Однако приступить к строительству так и не успели. В 1984-м Устинов умер, а сменивший его на посту министра обороны маршал Соколов распорядился закрыть программу экранопланов, а высвободившиеся средство направить на постройку атомных субмарин. У Соколова были свои взгляды на развитие флота и он считал, что ядерные подводные ракетоносцы в будущей войне окажутся полезнее, чем армада десантных воздушных судов, к тому же, весьма уязвимых для современных средств поражения.
Все же, что ни говори, а от личности руководителя порой зависит очень многое. Проживи Устинов еще несколько лет и советский военно-морской флот украсили бы десятки красавцев, парящих над волнами. А в реале построили всего трех "Орлят", поступивших на вооружение 11-й эксперименальной группы экранопланов, непосредственно подчиненной Главному штабу морской авиации. Один из них затонул при шторме в 1992 году, второй списали в 1999-м, а третий - в 2006 году.
Этот последний экземпляяр теперь установлен в качестве музейного экспоната в Москве, в районе Северного речного порта. В общем, не взлетел, а жаль. Как знать, возможно, сейчас эти машины пригодились бы на Черном море.
Компоновочная схема "Орленка" с танком ПТ-76 в десантно-грузовом отсеке.
Интерьер пилотской кабины.
Интерьер десантно-грузового отсека с сиденьями для десантников.
Откинутый носовой отсек с кабиной экипажа, пулеметной турлью и подъемными двигателями. По опущенной рампе съезжает БТР-60.
"Орленок" в трех проекциях.
"Орленок" на вечной стоянке в Северном речном порту Москвы.