3 ноября 1897 года состоялся первый и единственный полет первого в мире жесткого цельнометаллического дирижабля. Изобретение такого дирижабля обычно приписывают прусскому графу Фердинанду Цеппелину, но на самом деле его изобрел австро-венгерский коммерсант-лесоторговец и механик-самоучка еврейского происхождения Давид Шварц.
Дирижабль Шварца, напоминавший по форме короткий карандаш, был целиком сделан из алюминия, включая даже оболочку, склепанную из листов алюминиевой фольги толщиной 0,2 мм. Надо отметить, что в дальнейшем дирижаблей с такой обшивкой никто больше не строил. У всех последующих дирижаблей, в том числе - имевших металлический каркас, оболочка состояла из ткани, пропитанной герметиком.
Постройка дирижабля Шварца шла в Берлине при финансовой поддержке правительства Германии, очевидно, в расчете на военное применение. Отдельные детали и узлы делали на металлообрабатывающем заводе Карла Берга, также оказавшего изобретателю финансовую помощь, а окончательную сборку производили на поле, где сейчас расположен берлинский аэропорт «Темпельхоф».
Баллон дирижабля имел длину 47,5 м, диаметр - 13,5 м и объем - 3250 кубометров. В небольшой гондоле, подвешенной на ажурных алюминиевых фермах, был установлен четырехцилиндровый бензиновый двигатель «Даймлер» мощностью 12 лошадиных сил, вращавший через ременные передачи три винта - основной (тяговый) и два рулевых. Аэродинамических рулей не было. Шварц предполагал, что развороты будут осуществляться путем раздельного изменения тяги рулевых винтов.
В целом конструкция выглядела очень футуристично, однако, Шварц совершил ошибку, не предусмотрев внутри оболочки отдельных резервуаров для водорода. Газ закачивался прямо в корпус, который, хотя и был прошпаклеван, все равно не обеспечивал достаточной герметичности. Водород улетучивался сквозь швы между алюминиевыми листами, из-за чего дирижабль при первой попытке взлета, состоявшейся 6 октября 1896 года, так и не смог оторваться от земли. Попытки улучшения герметизации швов не привели к успеху. Стало ясно, что аппарат требует радикальной переделки.
Между тем, 13 января 1897 года Шварц скоропостижно скончался от сердечного приступа в возрасте 44 лет. Работу над машиной завершил его спонсор и компаньон Карл Берг, оснастив ее газовыми резервуарами из прорезиненной ткани, размещенными внутри алюминиевой оболочки.
Пилотом дирижабля стал военный механик Эрнст Ягельс. Когда наземная команда отпустила веревки, дирижабль очень резво пошел вверх, но на высоте примерно 140 метров соскочил со шкива приводной ремень левого рулевого винта, из-за чего аппарат потерял управление. Вскоре слетел и правый ремень.
А дирижабль по-прежнему быстро поднимался. Когда высота достигла 500 метров, пилот решил, что для первого раза достаточно. Он открыл выпускной клапан, чтобы стравить часть газа. Подъем замедлился, а потом началось снижение. Ягельс попытался перекрыть утечку водорода, но полностью закрыть клапан не удалось, его заклинило. Газ продолжал вытекать через оставшуюся щель, а скорость снижения увеличивалась.
Возле земли спуск стал похожим на падение. В конце концов, дирижабль ударился гондолой об грунт с такой силой, что хрупкий алюминиевый баллон не выдержал и сплющился, превратившись в груду мятого металла, а у двигателя раскололся картер.
К счастью, при этом не взорвался водород, а пилот каким-то чудом отделался ушибами.
Однако дирижабль был поврежден настолько, что его восстановление уже не имело смысла. Во всяком случае, Берг потерял к нему интерес, да и других продолжателей дела Шварца, готовых вложить в него деньги, не нашлось. Но приоритет в создании первого в мире летательного аппарата, сделанного из "крылатого металла", остался за ним. И в принципе, этот аппарат был вполне работоспособным.
А Цеппелин, о чем мало кто знает, купил патент у вдовы изобретателя и через три года построил свой дирижабль, внеся в его конструкцию существенные изменения. В частности, он значительно увеличил длину баллона и заменил металлическую обшивку полотном.
На заставке - чертеж дирижабля, собственноручно нарисованный Шварцем. Видно, что по первоначальному замыслу его носовая часть должна была иметь форму эллипсоида, но потом, очевидно, для упрощения, изобретатель сделал ее конической. Справа - фотопортрет Шварца, к сожалению, более качественного снимка я не нашел.
Дирижабль Шварца перед первым полетом. Видно, что металлическая обшивка была очень тонкой, из-за чего еще до испытаний ее заметно покоробило во многих местах.
Гондола дирижабля крупным планом при виде спереди и сзади.
Современная прорисовка дирижабля Шварца.
Обломки дирижабля после падения.
Слева - открытка с фотографией дирижабля и надписью на идише. Справа - двигатель с расколотым картером.