Ровно 85 лет назад, 23 октября 1939 года (по другим данным - 17 октября), когда в Европе уже вспыхнула Вторая мировая война, в СССР впервые взлетел БОК-15 - один из самых загадочных самолетов в мировой истории. До сих пор не найдено ни чертежей, ни фотографий этой машины, а текстовая информация о ней - обрывочна и противоречива.
Известно, что БОК-15 был построен в 1938-39 годах по проекту авиаконструктора Владимира Чижевского с целью вернуть Советскому Союзу мировой рекорд дальности полета, установленный в 1937 году экипажем Михаила Громова на самолете АНТ-25, но уже в следующем году побитый английскими летчиками на самолете Виккерс "Уэллсли".
Согласно расчетам, самолет, посроенный по аэродинамической схеме АНТ-25, но при этом способный летать в стратосфере и оснащенный дизельным двигателем, смог бы без посадок для дозаправки преодолеть дистанцию в 25 тысяч километров. Это позволяло осуществить мечту Валерия Чкалова о беспосадочном облете Земного шара, правда, не по экватору, а примерно на широте Москвы.
Но и в этом случае подобное достижение в 30-е годы выглядело феноменальным, ведь рекорд "Уэллсли" составлял всего 11500 километров, то есть, почти в два с половиной раза меньше. Однако разработка и постройка такой машины были связаны с огромными трудностями. Длительный стратосферный полет требует наличия отапливаемой гермокабины, а также специального высотного двигателся с турбонаддувом. Ни того, ни другого в СССР еще не выпускали, имелись только недоведенные опытные образцы.
Тем не менее, цель была поставлена, а ее достижение поручили сотрудникам Бюро особых конструкций (БОК) Центрального аэрогидродинамического института. Работа, сама по себе сложная, значительно осложнялась еще и тем, что в 1937-38 годах по ЦАГИ прокатилась волна арестов, серьезно проредившая и ослабившая его конструкторский коллектив.
БОК все же сумел закончить проект и добиться его утверждения, а в конце 1938 года под наблюдением Чижевского началась сборка уникальной машины на Смоленском авиазаводе. Однако в феврале 1939-го Чижевский тоже был репрессирован, а достройкой БОК-15 руководил кто-то другой, чье имя история не сохранила.
Весной того же года началась подготовка к рекордному перелету двух экипажей: основного - под командованием комбрига Громова, и дублирующего - под руководством полковника Байдукова. Для тренировок использовался самолет БОК-7 - машина, аналогичная БОК-15, но более ранняя. Изначально на ней стоял карбюраторный мотор АМ-34ФРН, но в 1938 году его заменили на дизельный двигатель АН-1РТК с двумя турбокомпрессорами, такой же предполагалось установить на БОК-15. Внешне "дизельный" БОК-7 отличался от БОК-15 неубирающимися стойками шасси.
9 октября БОК-15 выкатили из сборочного цеха и после серии пробежек по аэродрому он поднялся в воздух. К сожалению, отчет о летных испытаниях тоже куда-то "испарился". Неизвестны ни их результаты, ни даже примерная дата завершения.
Есть лишь информация о том, что полеты на больших высотах выявили проблему - запредельно высокий расход моторного масла, которое в разреженной атмосфере просачивалось через подшипники и уплотнения двигателя. Кроме того, турбокомпрессоры работали ненадежно и часто выходили из строя, в а кругосветном полете силовой установке требовалось действовать непрерывно и бесперебойно не менее трех суток.
Судя по всему, решить эти проблемы в короткие сроки не удалось, а интерес к машине вскоре пропал. В условиях начавшейся Второй мировой войны стране стало не до рекордов, на первый план выдвинулись совсем другие задачи. Предположительно, в 1940 году программа БОК-15 была отложена на неопределенное время, а после войны к ней уже не возвращались. И первый кругосветный полет без дозаправки в воздухе был совершен лишь спустя почти полвека, в 1986 году, причем не на советской машине, а на самолете "Вояджер" американского конструктора Берта Рутана, но это уже совсем другая история.
После завершения испытаний БОК-15 некоторое время стоял на аэродроме Летно-испытательного института в Жуковском. В июле 1941 года в связи с угрозой немецких авианалетов его перегнали в Казань, где следы самолета теряются. Очевидно, во время войны или вскоре после нее несостоявшегося рекордсмена разобрали на металлолом.
А на заставке - стендовая масштабная модель БОК-7, сделанная по фотографиям авиационным историком Михаилом Масловым.
БОК-1 - первый советский высотный самолет с многоместной гермокабиной, в тогдашней терминологии "стратоплан". Его дальнейшим развитием стали БОК-7 и БОК-15
БОК-7 на аэродроме ЛИИ летом 1940 года. Обратите внимание на самолеты, стоящие на заднем плане. Это закупленные в Германии и проходившие у нас испытания истребители Хейнкель Не-100, Мессершмитт Bf-109 и учебно-тренировочный биплан Бюккер "Юнгманн".
БОК-7, снятый в 1939 году. Хорошо видны характерные полусферические купола гермокабины с маленькими круглыми иллюминаторами, сквозь которые мало что можно разглядеть, а потому посадка на этой машине была весьма рискованным делом.
Чертеж БОК-7.
Авиационный дизельный двигатель АН-1РТК, стоявший на БОК-7 и БОК-15. Хорошо видны турбокомпрессоры, укрепленные на картере.
Эскизный рисунок БОК-15 - единственное, что осталось от этой машины. По нему видно, что самолет был трехместным, но, в отличие от БОК-7, имел только один обзорный купол. Второй пилот вобще ничего не видел, кроме приборов, а у штурмана для обзора имелись лишь маленькие иллюминаторы в бортах.
В 1940 году БОК-7 сыграл роль АНТ-25 "Сталинский маршрут" в фильме "Валерий Чкалов". При съемках гермокабина не задействовалась, а ее передний колпак заменили обычным прозрачным фонарем с нормальным обзором.