80 лет назад, 21 октября 1944 года, японский пикирующий бомбардировщик Аити D3A "Вэл" врезался в капитанский мостик флагмана австралийского флота, тяжелого крейсера "Австралия", осуществлявшего огневую поддержку высадки американских войск на Филиппинах. При этом погибли 23 матроса и семь офицеров, включая командира корабля, капитана Эмиля Дешана.
И хотя это произошло еще до официального ввода в бой японским командованием "авиаотрядов специальныых атак", большинство западных историков считает, что это был первый пример боевого применения камикадзе. Впрочем, японский летчик, совершивший "огненный таран", скорее всего, действовал не по приказу, а по собственной инициативе.
Между тем, первым тараном знакомство "Австралии" с "божественными ветрами" не ограничилось. Она, как будто, притягивала к себе смертников. Едва успев вернуться из ремонта в зону боевых действий, крейсер 5 января 1945 года вновь получил удар камикадзе, на этот раз - в левый борт. И хотя сам корабль избежал серьезныых повреждений и остался в строю, 25 моряков, из них трое офицеров, погибли, а 30 были ранены.
На следующий день - новый удар, теперь - в правый борт: 14 убитых и 26 раненых. Через час на крейсер нацелился еще один камикадзе, но был сбит и рухнул в воду. 7 января - очередные два смертника: один поймал прямое попадание зенитного снаряда и упал буквально в 15 метрах от "Австралии", окатив ее водой, а второй - ударил в борт и взорвался, сделав пробоину размером 2,5 на 4,5 метра. Но каким-то чудом никто из команды не погиб, только несколько моряков получили контузии. Затопленный отсек удалось герметизировать, корабль остался на плаву и даже сохранил боеспособность.
Но 9 января седьмой смертник, нацелившийся на капитанский мостик, слегка промахнулся и врезался в первую дымовую трубу, укоротив ее наполовину, но вновь никого не убив. После этого попадания было решено вывести крейсер в тыл и снова отправить его в капитальный ремонт. На этом завершилось участие "Австралии", столь удачно противостоявшей атакам камикадзе, во Второй мировой войне.
Поскольку австралийские и британские судоверфи были сильно перегружены, "Австралии" пришлось долго ожидать починки. Она вернулась в строй только в декабре 1945-го, когда война давно закончилась. После этого корабль проплавал еще 9 лет. До 1950 года крейсер считался флагманом австралийского военно-морского флота. Потом он уступил эту престижную роль авианосцу "Сидней", а в 1954-м - отправился на слом.
На заставке - "Австралия" в довоенной конфигурации. Этот корабль, вступивший в строй в 1928 году, имел водоизмещение 10000 тонн, длину - 180 метров. Вооружение - 8 башенных 203-миллиметровых орудий главного калибра, 4 универсальных 102-миллиметровых, 4 40-миллиметровых зенитных, 16 зенитных пулеметов и 8 торпедных аппаратов. Экипаж - 815 человек.
"Австралия" после серии ударов камикадхе. Справа - погибший при первой атаке смертника капитан Дешан.
"Австралия" в послевоенной конфигурации. Одна из задних орудийных башен главного калибра и катапульта с гидросамолетом - демонтированы, капитально переделан мостик, а одностоечные мачты заменены треножными.
Матросы "Австралии" рассматривают упавший на палубу их крейсера мотор бомбардировщика-камикадзе "Вэл", убившего 30 их товарищей.