Англо-бурская война - последний крупный вооруженный конфликт XIX века - одновременно являлась вершиной развития военных технологий, рожденных в этом веке железа, угля и паровых машин. А их наиболее ярким воплощением стали активно применявшиеся англичанами бронепоезда.
С первых дней войны летучие конные отряды буров, пользуясь отсутствием сплошной линии фронта, начали проникать на десятки километров в глубь вражеской территории, уничтожая мелкие гарнизоны, захватывая обозы и склады. Для противодействия этой угрозе в местах прохождения железных дорог британцы стали использовать импровизированные бронепоезда, которые делались тут же, на месте, в южноафриканских железнодорожных мастерских. Некоторые из них были изготовлены заранее на случай возможного конфликта.
Блиндированные поезда, как известно, встречались и раньше, например, на фронтах американской гражданской войны и во времена Парижской коммуны, но это были лишь отдельные эпизоды, которые, как говорится, погоды не делали. А в англо-бурской войне эта техника получила гораздо более широкое распространение и серьезно помогла англичанам взять под надежный контроль враждебную территорию.
Однако были и потери. На заставочном рисунке - экипаж расстрелянного бурами 15 ноября 1899 года в районе Коленсо английского бронепоезда пытается отбить атаку. В дальнейшем солдатам удалось под огнем отцепить две сошедшие с рельсов бронеплатформы, чтобы на остальных выехать из-под обстрела. Но вскоре очередной снаряд разбил сцепку между тендером и первым вагоном.
Паровоз с тендером уехал, а на нем спаслось около 20 человек из 120 членов команды бронепоезда. Остальные погибли или попали в плен. Среди оказавшихся в плену был военный корреспондент газеты "Дэйли Мэйл" молодой лорд Уинстон Черчилль, который, я думаю, в представлениях не нуждается. Через некоторое время ему удалось бежать из плена, но это уже другая история.
Взятые в плен бурами англичане из экипажа подбитого бронепоезда. Крестиком помечен сэр Уинстон Черчилль. А ведь, могли бы грохнуть, тогда мировая история покатилась бы по другим рельсам. Все-таки, роль личности в истории многое значит. Согласны?
Захваченный бурами и отогнанный на станцию эшелон, на котором, помимо прочих, сдался Черчилль.
Платформа применявшегося на англо-бурской войне английского бронепоезда с малокалиберным скорострельным морским орудием.
Еще одно фото головного броневагона другого бронепоезда с аналогичной пушкой, но без бронещитка.
Бронепоезд, подорванный и захваченный бурами в первый день войны, 13 октября 1899 года. Интересно, что один из локомотивов не бронирован. Возможно, англичане просто не успели этого сделать.
Англичане забираются в свой "бронетранспортер".
Бронепоезд с паровозом, блиндированным корабельными канатами, на временном деревянном мосту, построенном взамен железного, взорванного бурами.
И еще одна жертва бурских артиллеристов. Обратите внимание на помеченную крестиком снарядную пробоину в стенке броневагона.
Бронеплатформа с 37-миллиметровой автоматической пушкой Максима, которую англичане за характерный звук выстрелов называли "пом-пом". Такие платформы британцы нередко вставляли в обычные поезда для их защиты.
Полностью закрытый броневагон с бойницами и паровозным фонарем.
Еще одна "творческая импровизация" - платформа с бронерубкой, пулеметом "Максим" на поворотном лафете и прожектором на крыше, также частично прикрытым броней. На лобовом щите написан девиз или название бронепоезда "Semper Fidelis", в переводе с латыни - "Всегда верный". Эту конструкцию соорудили служащие канадского контингента британской армии.
Качество броневагонов было различным. На этом снимке - довольно примитивная открытая платформа, блиндированная несколькими слоями гофрированного листового железа и вооруженная двуствольной митральезой Пальмкранца-Норденфельта. Забавно, что британский "Юнион Джек" используется в качестве занавески.
Помимо бронепоездов с легким вооружением, англичане сделали несколько бронеплатформ с мощными шестидюймовыми морскими орудиями, намереваясь использовать их против бурских крепостей. Однако такие установки им не понадобились, поскольку буры крепостей не обороняли.
Четырехосный броневагон с поворотной башней и полуоткрытая двухосная бронеплатформа, которые в 1901 году входили в состав личного поезда лорда Альфреда Милнера - генерального комиссара Британской империи в Южной Африке.
Английские солдаты возле бронепоезда, состоящего из бронепаровоза и двух стальных "коробок" с бойницами внизу и под крышей. В лобовой амбразуре установлен пулемет.
Паровоз, блиндированный корабельными канатами и названный "Волосатая Мэри". В сочетании с толстым котельным железом такая защита могла быть вполне эффективной против пуль и осколков.
Еще одно фото "Волосатой Мэри" с другой стороны.
В заключение - еще одно прикольное порождение англо-бурской войны: англо-австралийские двухместная и восьмиместная велодрезины, которые использовались для патрулирования южноафриканских железных дорог и оперативной переброски на угрожаемые участки "групп быстрого реагирования". Всего было сделано 10 восьмиместных дрезин и неизвестное количество двухместных.