Ровно 75 лет тому назад, 13 октября 1949 года, начались заводские испытания разработанного в КБ А.Н. Туполева фронтового бомбардировщика под индексом "Самолет 81". Он создавался как альтернатива ильюшинскому бомбардировщику
Ил-28, но слишком "задержался на старте" и впервые поднялся в небо, когда машина Ильюшина уже завершила испытания, была одобрена военными и внедрялась в серийное производство.
Тем не менее, Туполев, пользуясь связями в партийном руководстве, упорно продвигал свою машину, которая получилась более крупной и тяжелой, чем Ил-28, но при этом оснащалась теми же двигателями, а потому проигрывала конкуренту в скорости и потолке. К тому же, она имела более длинную взлетно-посадочную дистанцию, а значит, требовала более крупных аэродромов. Вдобавок, "Самолет 81" оказался сложнее в производстве и дороже "Ила".
В общем, в 1950 году, по завершении испытаний, командование ВВС категорически отвергло туполевский "бомбер", тем более что к тому времени Ил-28 уже стоял на потоке и во-всю шел в войска. Но самолетом, сменившим название на Ту-14, заинтересовалось руководство флотской авиации, решившее, что он годится на роль торпедоносца, поскольку его длинный бомболюк вмещал авиационную торпеду, которая не влезала в Ил-28.
В результате Туполев получил "утешительный приз" в виде заказа ВВС ВМФ на 89 серийных экземпляров, которым присвоили обозначение Ту-14Т. Они поступили на вооружение пяти минно-торпедных полков Черноморского, Тихоокеанского и Северного флотов. Но, конечно, по сравнению с почти шестью с половиной тысячами Ил-28 это был сущий мизер.
И продержались на вооружении Ту-14Т недолго: уже в 1959 году они был исключены из состава флота и отправлены на слом. Правда, им на смену пришли тоже туполевские машины - торпедоносцы Ту-16Т, но это уже другая история.
"Самолет 81" на испытаниях.
Торпедоносец Ту-14Т. В отличие от подавляющего большинства советских военных самолетов 1950-х годов, эти машины летали не в натуральном цвете дюраля, а были окрашены в пестрый камуфляж.
Ту-14Т, компьютерная графика.